Главное меню

Уйдет ли глава СВР в публичную политику?

В силовых ведомствах считают, что С.Нарышкин уже настроен на то, чтобы покинуть свою должность. Замечено также желание С.Нарышкина выйти из информационной «тени» главы «секретной службы» и полноценно заняться публичной политикой и общественными проектами. В частности, источники приводят в пример начавшуюся недавно медийную активность главы СВР, которая может косвенно свидетельствовать о подготовке к отставке. Так, с конца 2018 С.Нарышкин начинает все чаще появляться в прессе как в роли главы СВР, так и с различными общественными инициативами, выходящими за рамки его нынешней должности.

Отставка С.Нарышкина с поста главы СВР – если она состоится – не рассматривается как следствие недовольства им со стороны В.Путина. С.Нарышкин остается частью ближайшего круга президента РФ и пользуется его исключительным доверием.

Предположения о том, что В.Матвиенко покинет Совфед, имеют веские основания, так как ее полномочия истекают в сентябре 2019 года[1]. В силу возраста В.Матвиенко (70 лет) существует вероятность того, что президент РФ и сенаторы не станут продлять ее полномочия[2]. Поэтому вокруг будущего преемника В.Матвинко развернулись многочисленные спекуляции, которые также затронули С.Нарышкина.

Глава СВР мог сам дать повод для слухов о своем возможном назначении в Совфед. Так, например, в конце января 2019 года делегация Гос.Думы во главе с ее председателем Вячеславом Володиным посетила штаб-квартиру СВР, где они ознакомились с деятельностью разведывательной службы[3]. С точки зрения законодательства, парламент должен осуществлять контроль над службой, но, как правило, все отчетности являются больше бюрократическими процедурами[4]. Поэтому встреча В.Володина и С.Нарышкина в штаб-квартире СВР была похожа не на формальное соблюдение правил, а могла свидетельствовать о чем-то бОльшем в отношении двух статусных политических фигур.

Например, в 2017-2018 годах считалось, что у С.Нарышкина и В.Володина существует конфликт из-за того, что последний «выдавливал» из Гос.Думы людей главы СВР. Однако продолжения этот конфликт не получил, а состоявшаяся встреча может свидетельствовать о «примирении» сторон. Кроме того, некоторые наблюдатели расценили их встречу и «примирение» как возможность будущего более тесного взаимодействия, например, как глав двух палат парламента. Причем, у С.Нарышкина уже есть опыт работы в органах законодательной власти (глава Гос.Думы с 2011 по 2016 год).

При этом в отношении С.Шойгу также была распространена информация о его возможном переходе на пост спикера Совфеда.

В целом, источники отмечают, что для должности премьера у С.Нарышкина есть набор необходимых качеств: 1) как политическая фигура он слаб и, в отличие от С.Шойгу, не имеет существенного рейтинга доверия у населения; 2) самостоятельной политической игры вести не способен; 3) и полностью лоялен В.Путину. Однако остается открытым вопрос о его способности организовать работу правительства для выполнения масштабных задач президента РФ.

По замечанию источника в АП, С.Нарышкин может получить пост главы МИД. Об этом косвенно может свидетельствовать не только его последняя медийная активность внутри страны, но и вовлеченность в международную повестку. Деятельность С.Нарышкина на посту председателя Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России (с 2009 по 12 год) и его председательство в Российском историческом обществе (РОИ – председатель с 2012 года) не станет «токсичным кейсом» для этой должности. По устоявшемуся мнению, общественная деятельность С.Нарышкина в этих организациях направлена на «охранение духовных скреп, поддерживающих нынешний политический режим». Иными словами, С.Нарышкин и другие профильные ведомства в рамках этих организаций реализуют программы по продвижению патриотизма с упором на традиционные ценности, но противопоставляя их образу Запада.

Существуют мнения, что наиболее вероятным претендентом на позицию директора СВР, в случае ухода С.Нарышкина, станет один из заместителей директора СВР. Говорят также, что очередное политическое назначение, то есть назначение кого-то не из СВР, не будет «принято» в среде «внешников» (сотрудников СВР), и так пострадавших в результате эффекта от «дела Скрипалей».

В то же время у опрошенных источников пока нет понимания, кто именно из шести заместителей С.Нарышкина сможет занять его пост. Среди действующих заместителей директора СВР есть персоны, фактически не связанные со службой и назначенные по политическим или аппаратным мотивам. Например, это касается бывшего первого заместителя министра юстиции Сергея Герасимова. Источники в силовых ведомствах считают,что С.Нарышкин сделал С.Герасимова своим заместителем по «знакомству», так как они раньше вместе работали в АП. Поэтому в случае отставки главы СВР есть большая вероятность, что С.Герасимов также покинет свою должность.

Статс-секретаря СВР и по совместительству заместителя главы службы Александра Балакина источники не считают претендентом на место С.Нарышкина. Существует предположения, что вероятными кандидатами на должность главы СВР могут стать заместители Михаил Максимович и Андрей Моряков. Оба заместителя работали еще при предшественнике С.Нарышкина — Михаиле Фрадкове. При этом есть вероятность, что их назначение может иметь временный характер, но они смогут обеспечить функционирование службы до следующего «политического» назначения на должность главы СВР. Также в шорт-лист претендентов может войти первый заместитель директора СВР Виктор Лавренцов.

Большинство источников считает, что С.Нарышкин займет важное место в предстоящем «трансфере власти». Сохраняется также вероятность, что С.Нарышкин перейдет на несвойственную для его опыта должность, причем это назначение будет выходить за рамки сложившийся правил и традиций, что может быть обосновано началом процесса самого «трансфера власти».


[1] http://council.gov.ru/structure/chairman/

[2] По российскому законодательству предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет, а для категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы срок может быть продлен до 70 лет. Далее полномочия продлеваются в договорном порядке и не рассматриваются как госслужба. При этом в парламенте есть и более возрастные представители – так как они находятся там по результатам выборов.

[3] http://duma.gov.ru/news/29586/

[4] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102039044

Поделиться статьей:


Оставить комментарий