Главное меню

Бизнес-структуры, близкие к верховной власти , уверены в безоблачном будущем

Обстановка в бизнес-окружении президента РФ характеризуется как условно стабильная – наблюдается оживление ряда конфликтов в среде активных акторов, которое связывают с частичной потерей контроля над ситуацией со стороны президента РФ, связанной с физической реабилитацией и отвлечением внимания на внешнеполитический трек. В дальнейшем открытые конфликты – маловероятны, хотя «борьба под ковром» явно продолжится.  

Глава «Ростех» Сергей Чемезов находится под несколькими информационными ударами одновременно. По линии Роскосмоса оказался задержан директор НПО «Техномаш» Дмитрий Панов, которому вменяют растрату в сумме 410 млн руб., которые «пропали» при реконструкции Пермского порохового завода[1].

Помимо этого, катастрофа с рейсом «Аэрофлота» на SSJ-100 в Шереметьево послужит предметом пристального рассмотрения ситуации со стороны В.Путина. Под удар, как считают источники, автоматически попадают сам С.Чемезов и С.Иванов[2], а также – Юрий Слюсарь (ОАК). На второй линии удара – В.Савельев и «Аэрофлот», а также — В.Христенко (и его супруга Т.Голикова, косвенно). Все они лоббировали SSJ-100 в ущерб проекту Ту-334[3].

Считают, тем не менее, что уже поставлена задача вывести из-под скандала конкретно С.Чемезова, «канализируя внимание на технические службы «Шереметьево» (подготавливали машину для полета), погодные условия и лично пассажиров» или пилотов. ФСО, кстати, заказала несколько новых ближнемагистральных лайнеров Ту-334 в специальном исполнении[4].

Конкретно В.Христенко[5], который возглавлял Минпромэнерго, а затем Минпромторг, как считают, не выполнил постановления правительства РФ о серийном производстве Ту-334, а вместо этого способствовал, в том числе бюджетным финансированием, разработке «с нуля» аналогичного по классу самолета «СуперДжет-100»[6].

Сменивший его министр Д.Мантуров действовал аналогично. Считают, что многое будет зависеть от позиции минтранспорта Е.Дитриха[7]. При этом заказы на SSJ — важный элемент поддержания платеже- и дееспособности КнААЗ (ранее — КнААПО), одного из системообразующих предприятий Хабаровского края.

Отметили, что С.Чемезов якобы имеет бизнес-интересы с окружением Игоря Коломойского.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин будет использовать события в Белоруссии для того, чтобы поспорить с «Транснефтью», которая поспешила сообщить о возбуждении уголовного дела по факту умышленного вброса вредоносных примесей в нефтепровод «Дружба»[8].

Тем временем, как считают, дружественный И.Сечину Д.Медведев поручил Минэнерго, Минпромторгу, ФАС и Ростехнадзору в короткий срок найти виновных в поставках некачественной нефти по трубопроводу «Дружба» и направить результаты проверки в Генпрокуратуру РФ.

Глава Сбербанка Герман Греф может не доплатить ЦБ в виде дивидендов более 661 млрд рублей в течение ближайших трех лет, как отметил в очередном отчёте А.Кудрин (в пользу Э.Набиуллиной)[9]. Возможно, поэтому группа Сбербанка продолжает скупать активы в области нефтепереработки, на этот раз сын банкира В.Когана (предполагают, что Коган-старший скончался) продал Афипский НПЗ М.Гуцериеву, финансировать который будет его приятель Г.Греф.

Источники отмечают, что «Сбербанк» заметно усилился в последнее время в противовес ВТБА.Костина, создавая таким образом свою «финансово-промышленную империю», и активно скупает недвижимость (в частности, речь идет о покупке крупнейшего в Питере ТЦ «Галерея»).

Утверждают, что компания Аркадия Ротенберга «Мостотрест» станет генподрядчиком строительства моста через Волгу стоимостью около ₽140 млрд в обход Тольятти, как первой части транспортного коридора «Европа – Западный Китай». И, при этом, данный заказ никаким образом не противоречит планируемой продаже «Мостотреста» ВЭБ.РФ.

Оппозиционные наблюдатели уже напоминают, что «владельцем Шереметьева является Ротенберг» (С.Алексашенко), и требуют привлечь Аркадия Ротенберга к ответственности за крушение SSJ-100[10].

Считается, что Ковальчуки начали подготовку к «сносу» губернатора Калужской области И.Артамонова. В окружении губернатора говорят, что у него есть планы передать область вице-премьеру М.Акимову: «Артамонов держит место под Акимова, в случае реорганизации правительства Акимов всегда может вернуться в Калугу губернатором».

Считают также, что в Калугу, по согласованию с С.Кириенко, Ковальчуками может быть направлен депутат Гос.Думы Александр Авдеев[11], который близок и к Росатому, и к Ковальчукам.   Группы влияния, близкие к президенту РФ продолжат «экспансию» в регионы, пользуясь возможностями, которые предоставляет УВП, отсеивающее неэффективных глав регионов всё более интенсивно. Этот процесс может притормозить только президент лично – с целью сбалансировать ситуацию в целом, но он в этом пока явно не заинтересован.


[1] Подрядчиком стало ООО «Москапстрой», которое так назвали для сходства с таким же ОАО, которой уже давно существует на рынке. Любопытная деталь заключается в том, что, Д.Панов был технической фигурой при заключении контракта, а ООО «Москапстрой» принадлежало высокопоставленным фигурам из бывшего руководства Роскосмоса, которым до Д.Рогозина руководил нынешний полпред в ПФО Игорь Комаров, человек С.Чемезова.

[2] Проект Sukhoi SuperJet-100 и его создателя Михаила Погосяна патронировал как раз Сергей Иванов, в бытность профильным вице-премьером. Как утверждают, теперь у Сергея Чемезова и Анатолия Сердюкова появился повод для тотальной зачистки «ивановских протеже» в ОАК и отказа от всех ивановских начинаний.

[3] Как говорят эксперты, «впервые в мировой практике самолет сертифицирован с существенными ограничениями по ресурсам. Согласно руководству по эксплуатации, SSJ должен ремонтироваться после 2000 полётов. Малый ресурс до первого серьезного ремонта характерен для истребителей, проектированием которых прежде занимался Михаил Погосян. Обычно пассажирские самолеты, согласно техусловиям, дорабатывают для увеличения ресурса после 10 000 полетов. Михаил Погосян взялся явно не за свое дело — за разработку пассажирских самолетов вместо истребителей. Если бы не «СуперДжет», то на наших внутренних трассах, постепенно заменяя Ту-134, уже трудился бы новый ближнемагистральный Ту-334».

[4] 15 апреля 2005 г. вышло Постановление Правительства РФ № 217 о запуске на Казанском авиационном производственном объединении в серийное производство лайнера Ту-334, созданного для замены Ту-134 и Як-42. Его первый полет состоялся в 1999 г., лётные испытания и сертификация были завершены в 2003-м. Он почти целиком, на 98% по номенклатуре, состоит из отечественной комплектации, удовлетворяет всем международным стандартам и почти по всем характеристикам превосходит SSJ-100. Рубен Джонсон в статье «Ограбление российского авиапрома», опубликованной 16 августа 2010 г. в «The Weekly Standard» (перевод InoСМИ.ru): «Девятистраничный документ, написанный министру Виктору Христенко его подчиненными, содержит подробное описание значительных огрехов, допущенных при проектировании двигателя самолета. В документе прямо говорится, что требуется уделить внимание обнаруженным в ходе испытаний дефектам, особенно в «горячей» части двигателя, за который отвечает PowerJet (совместное французско-российское предприятие, изготовитель двигателя)». Источники также считают, что «куратор проекта министр Христенко способствовал развалу в России стандартизации и сертификации: за фальсификацию сертификата соответствия у нас в стране, в отличие от Евросоюза, не несут уголовной ответственности».

[5] Сейчас В.Христенко, отвечавший в правительстве за создание проекта SSJ-100 — председатель федерации гольфа России.

[6] Действует Госпрограмма до 2025 года «Развитие авиационной промышленности», разработанная Минпромторгом. На самолетостроение выделено около 0,5 трлн рублей. Главные инвестиции связаны с тремя самолетами ГСС — «Сухой Суперджет 100» (SSJ), «Сухой Суперджет 130» (SSJ NG) и МС‑21. В госпрограмме нет места проектам Ту‑204СМ, Ан-148, Ту-334. Они закрыты. Одна из KPI госпрограммы — сокращение количества рабочих мест в отрасли с 407,5 тыс. (2011 г) до 121 тыс. к 2025 году. Последняя волна сокращений — в самом ГСС, в связи с приостановкой проекта МС-21.

[7] Считается, что Е.Дитрих (Ротенберги) и Д.Мантуров (Чемезов) враждовали (у С.Чемезова исторически прохладные взаимоотношения с Ротенбергами).

[8] Это противоречит версии о техническом сбое в системе контроля качества нефти, которая ранее рассматривалась как основная. По данным «Транснефти», вброс загрязненной нефти произошел через частный «СамараТрансНефть-терминал» (СТНТ), который обслуживает несколько небольших производителей, а с декабря прошлого года проходит через процедуру банкротства. А гендиректор «СамараТрансНефть-терминал» Антон Томилов заявил, что информация о причастности компании к вбросу является некорректной: узел слива Самара–Унеча, через который загрязненная нефть попала в трубопровод, был продан в декабре 2017 года Городской инновационно-лизинговой компании, которая передала его в лизинг, а затем перепродала в пользу ООО «Нефтеперевалка» — компании с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и несколькими штатными сотрудниками.

[9] Госбанк в 2016-2018 годах ни разу не направлял на выплату дивидендов 50% чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В Счетной палате ожидают, что в общей сложности в 2019–2021 годах бюджет недополучит от дивидендов крупнейших акционерных обществ с государственным участием 1,3 трлн рублей. Таким образом, на Сбербанк приходится половина этой суммы. Фактически от чистой прибыли ПАО «Сбербанк России», определенной на основе консолидированной отчетности по МСФО, на выплату дивидендов было направлено: в 2016 году — 20%, в 2017-м — 25%, в 2018-м — 36,2%.

[10] Напомню, в августе 2015 года по особому указу президента РФ 70% «Шереметьево» передали в руки Ротенберга, Пономаренко и Скоробогатько.

[11] С 2010 по 2015 возглавлял Обнинск, отказался от недавнего предложения возглавить Алтай, хотя, как утверждают, у С.Кириенко были такие предложения. Якобы кампанией по продвижению А.Авдеева в регион сейчас занимается Арсений Оганесян, бывший главред «Известий».

Поделиться статьей:


Оставить комментарий