Главное меню

Элиты форсируют перегруппировку активов в преддверии часа «Х»

Ротенберг получит «компенсацию» за Крымский мост

Появилось много новостей, касающихся формально частных компаний, которые являются «центрами прибыли» при освоении средств на масштабных проектах, финансируемых из госбюджета. В первую очередь речь идет о компаниях, занимающихся строительством инфраструктуры. Интерес к ним проявил Внешэкономбанк, недавно сменивший руководство. Скорее всего, речь идет о перегруппировке активов в преддверии старта транзита политсистемы, когда бенефициары ныне существующей предпочитают «выходить в кэш». Однако это не бегство и не их самостоятельная игра, а часть продуманного и одобренного президентом плана.

Появилась информация, согласно которой ВЭБ может приобрести блокирующий пакет в компании «Мостотрест» Аркадия Ротенберга. Кроме того, госкорпорация может приобрести от 30 до 49% в группе компаний «1520» Алексея Крапивина и его партнеров. В зависимости от активов, которые войдут в сделку, ВЭБ может заплатить за доли в обоих строителях от 30 до 130 млрд рублей. Объявить о сделках могут на Петербургском международном экономическом форуме.

Согласно вбросу, сделку инициировал лично бывший первый вице-премьер правительства, а ныне глава «Внешэкономбанка» Игорь Шувалов, который хочет объединить строительные мощности и финансовые ресурсы. «Мостотрест», известный прежде всего строительством Крымского моста, также строит автодороги. ГК «1520» — крупнейший строительный подрядчик РЖД. При этом достоверность данной версии (об инициативе Шувалова) вызывает сомнения.

Для «1520» получить ВЭБ в акционеры важно в том числе для решения проблем с силовиками. Один из акционеров компании — Валерий Маркелов — с прошлой осени находится в СИЗО по обвинению в даче взяток бывшему полковнику ГУЭБиПК МВД Дмитрию Захарченко. У «Мостотреста» другая проблема: контракт на строительство Крымского моста заканчивается, а новых крупных заказов пока нет.

Косвенно данную информацию подтвердил глава Минстроя Владимир Якушев в интервью СМИ. Он заявил, что на базе «ВЭБ.РФ» может быть создана строительная госкорпорация, которая будет способствовать решению задач масштабного строительства жилья в России.

…а группа РЖД — нового подрядчика

Признаки подготовки сделки по компании «1520» наблюдались на минувшей неделе. Стало известно, что совладелец Группы компаний «1520» (крупнейший строительный подрядчик РЖД) Алексей Крапивин удвоил долю в компании, доведя свой пакет до 56,66%.

Согласно реестру, ему перешла доля (28,33%) другого давнего совладельца, Валерия Маркелова. Как уже говорилось выше, у Маркелова серьезные проблемы, его арестовали в октябре 2018 года по подозрению в даче взяток полковнику Дмитрию Захарченко.

Вторым крупнейшим акционером «1520» является Борис Ушерович (ему принадлежит 28,33%). 18 марта Ушерович был заочно арестован по тому же делу, что и Маркелов, — по подозрению в даче взятки полковнику Дмитрию Захарченко. Ушерович объявлен в международный розыск по линии Интерпола, он, предположительно, скрылся за рубежом. Маркелов и Ушерович были деловыми партнерами отца Алексея Крапивина Андрея. Еще 15,01% «1520» — у Юрия Ободовского. Согласно данным ЕГРЮЛ, Ушерович и Ободовский сохранили доли в компании.

Крапивин — гендиректор «1520» и сын Андрея Крапивина, советника экс-главы РЖД Владимира Якунина, который ушел в отставку в августе 2015 года. Крапивину-старшему и его партнерам исторически принадлежали крупнейшие подрядчики РЖД. Ни смена руководства железнодорожной монополии, ни смерть Андрея Крапивина в апреле 2015 года не помешали этим компаниям получать новые контракты. Помимо головной одноименной компании в группу «1520» входят проектные «Росжелдорпроект», «Ленгипротранс», «Дальгипротранс» и строительные «Бамстроймеханизация», «Форатек Энерготрансстрой», «Мостоотряд-47» и «Энергомонтаж».

«Бамстроймеханизация» неоднократно получала контракты РЖД на модернизацию БАМ и Транссиба. В 2014 году ей достался крупнейший в то время контракт монополии на 133,5 млрд рублей. Акционеры «1520» заняли первое место в списке «Короли госзаказа-2018» по версии Forbes, общую сумму полученных ими господрядов журнал оценил в 218,2 млрд рублей.

Консолидация контроля в «1520» произошла в день, когда появилась информация о готовящейся продаже этой группы ВЭБ.РФ. ВЭБ.РФ претендует на контрольный пакет группы «1520», но предполагается заключение акционерного соглашения, согласно которому операционное управление останется за существующими акционерами и их командой. Выкуп доли Маркелова может быть также направлен на защиту будущей сделки от рисков, связанных с арестом совладельца компании, и возможных обеспечительных мер в отношении его доли.

Сбербанк также форсирует вывод активов

Также на минувшей неделе стало известно о рекордных выплатах Сбербанка, которые он намерен сделать по итогам 2018 года. По словам главы банка Германа Грефа, Сбербанк может выплатить рекордные дивиденды по итогам 2018 г. — 361,3 млрд рублей, это рекордные дивиденды как для банка, так и для всех российских компаний. Ближайшие «конкуренты» Сбербанка, «Роснефть» и «Газпром», обещают акционерам существенно меньшие суммы — 275 и 247 млрд рублей за 2018 г. соответственно.


Правда, в данном случае речь идет о реализации давно обнародованного плана. В 2017 году Сбербанк принял дивидендную политику сроком на три года, она предусматривает последовательное увеличение дивидендных выплат до уровня 50% от чистой прибыли по МСФО. Однако выплаты не должны осложнять работу банка — они зависят от уровня достаточности его капитала. Прошлый год стал рекордным по прибыли для российских банков, их прибыль выросла более чем в 1,7 раза, до 1,35 трлн. рублей. По понятным причинам в авангарде этого процесса находился Сбербанк, чья годовая прибыль составила более 800 млрд рублей.

Также следует отметить, что среди лидеров по прибыли в прошлом году были другие госбанки. Помимо Сбербанка в топ-5 по объему прибыли вошли: ВТБ (за год увеличивший свой результат почти в 2,5 раза) и башкортостанский «Социнвестбанк» (принадлежит Банку «Дом.РФ».


Перегруппировка активов перед стартом активного этапа транзита власти будет набирать обороты, ее наиболее оживленная стадия придется на вторую половину 2019 года, так как в 2020 году ожидается сам старт активной фазы транзита. Бенефициары нынешней политсистемы будут избавляться от активов, которые завязаны на господряды и благодаря которым они в прошлые годы получали большую часть прибыли.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий