Главное меню

Белоруссия может уступить Западу часть госсобственности

Между Минском и Москвой разгорается «яблочно-нефтяной» конфликт


На минувшей неделе случился новый кризис в российско-белорусских отношениях, который пользователи соцсетей назвали «яблочно-нефтяным».

Так, Россельхознадзор запретил с 22 марта ввоз санкционных яблок транзитом через Белоруссию под видом выращенных в Турции. Представители Россельхознадзора пояснили, что в марте 2019 года в Россию завозились яблоки, которые по документам были выращены в Турции, затем прибыли в Латвию и оттуда — в Россию. Поскольку обычно товары из Турции идут напрямую в порт Новороссийска, данные яблоки, вероятно, были польскими.

По сообщениям СМИ, в период с 1 по 7 апреля на российской границе было задержано 66 ехавших из Белоруссии фур с белорусскими сертификатами о происхождении фруктов, вызывающих подозрение, и 36 фур с яблоками вообще без документов.

Следует отметить, что специалисты всегда способны достоверно определить происхождение фруктов, однако подробных данных о задержанных яблоках Россельхознадзор не сообщает. Очевидно, российская сторона сохраняет возможность отыграть ситуацию назад.

11 апреля Александр Лукашенко дал свой ответ, фактически начав торговую войну с Россией. В частности, он заявил на совещании правительства в присутствии СМИ, что в России «обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки», закрывают рынок, и поэтому Белоруссия будет при необходимости закрывать нефтепроводы на ремонт, что ударит по российскому экспорту нефти в Европу.

Нефтепровод «Гомельтранснефть-Дружба» сегодня прокачивает российскую нефть в Западную Европу в объёме около 60 млн тонн в год, что составляет около 25% всего российского нефтеэкспорта. Примечательно, что по этому же нефтепроводу снабжаются сырьём белорусские нефтеперерабатывающие заводы.

12 апреля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков туманно прокомментировал конфликт, сказав, что не выкручивание рук, а темы, по которым «нет окончательного понимания». В то же время Россельхознадзор прямо запретил с 12 апреля ввоз любых яблок и груш из Белоруссии.

Белоруссия шантажирует Россию сдачей части экономики Западу в обмен на кредиты

Давление Москвы на Минск ожидаемо вызывает желание белорусской элиты попытаться найти поддержку на Западе.
Так, в Вашингтон отправилась белорусская делегация, которая в течение 12—14 апреля будет вести переговоры с советом управляющих МВФ и «Всемирного банка».


Белорусскую делегацию возглавил министр экономики Дмитрий Крутой, который, вероятно, будет просить Запад о новой кредитной программе.


Проблемы для белорусской экономики создал налоговый манёвр, который начал реализовываться с 1 января 2019 года. Эта мера предусматривает постепенное снижение экспортных пошлин на нефть до нуля с одновременным ростом налога на добычу полезных ископаемых, что должно стимулировать экспорт нефти. Для бюджета Белоруссии это может означать снижение доходов на 8 млрд долл. По циркулирующей в СМИ информации из неофициальных источников, Россия требует форсировать белорусско-российскую интеграцию, и поэтому давит через экономические рычаги на белорусскую экономику.


Следует отметить, впрочем, что в России пропаганда такой интеграции почти не ведётся, и почти каждый второй россиянин считает, что объединение России и Белоруссии не нужно, как это зафиксировал недавний опрос ВЦИОМ.


Нехватка денег в бюджете Белоруссии может резко ухудшить социально-экономическую ситуацию в этой республике. В среде белорусской молодёжи довольно заметны антироссийские и прозападные настроения, что в перспективе создаёт риск и для Минска, и для Москвы.


Ещё 2 апреля Москва объявила о выделении Минску кредита в размере 600 млн долл., однако его судьба не ясна. Хотя министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что этот вопрос решен, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал заявление «преждевременным». При этом Белоруссии нужно выплатить в 2019 году по внешним долгам около 3,5 млрд долл.

Наблюдатели отмечают, что Белоруссия в последний год заметно сокращает объемы целевого кредитования, которое западные экономисты называют вмешательством государства в кредитную политику банков и считают злом. Также сокращаются масштабы перекрестного субсидирования, из-за чего растут цены в ЖКХ. Параллельно происходит либерализация банковского законодательства. Всё это фактически является выполнением требований МВФ к Белоруссии.


Если Александр Лукашенко действительно задумал полностью выполнить требования МВФ, ему в этом случае придётся провести реформу госсектора и согласиться на приватизацию ряда государственных компаний. Очевидно, что при этом белорусского лидера вынудят обеспечить переход собственности «в правильные руки» западных инвесторов, что не устраивает Россию.
Впрочем, работа в этом направлении идёт, и созданная в январе 2019 года белорусская рабочая группа при экспертной поддержке Всемирного банка, по данным СМИ, работает над дорожной картой структурных реформ.


Как представляется, России придётся продолжить жёсткую линию на сближение с планово-убыточной Белоруссией, полностью зависимой сегодня от российских финансовых вливаний.


Москва больше не может позволить себе содержать экономически нерентабельный режим, который может в определённый момент превратиться в антироссийский плацдарм.


Белорусские элиты безусловно понимают, что в реальности «уйти в Европу» республика сможет лишь с одновременной чисткой этой элиты по украинскому сценарию: с массовой борьбой с коррупцией, люстрацией и перераспределением собственности. В этой ситуации Россия должна противодействовать попыткам некоторой части элиты «слить» часть предприятий западным инвесторам перед намечающейся интеграцией.

Россия, долго закрывавшая глаза на санкционную продукцию из Белоруссии, будет ужесточать правила игры, пока не будет найден консенсус между правительствами двух государств. При этом возразить белорусской стороне будет нечего: факт фальсификаций сопроводительных документов на транзитный груз может быть легко доказан. Отказ Белоруссии от перепродажи санкционного груза будет означать удар по бюджету республики, поскольку она не в силах выращивать сама такие объёмы овощей и фруктов, которые поставляет сегодня в РФ.


Москва будет действовать на перспективу, купируя возможность переворота в республике прозападными силами, причём будет делать вполне честно и открыто, позволяя Минску самостоятельно сделать выбор, готов ли он пожертвовать частью суверенитета для перехода от бумажного Союзного государства к реальному.
Активизация отношений Белоруссии с МВФ и Всемирным банком означает, что последней вновь будут предъявлены требования в качестве условия для серьёзного финансирования провести реформу госсектора. Передача нынешней госсобственности в руки европейских или американских инвесторов будет противоречить как интересам Москвы, так и народа Белоруссии.


Двойственная позиция Минска после 2014 года показала готовность «друга России» Александра Лукашенко прогибаться под давлением Запада, что было неожиданным для многих наблюдателей в России. Непризнание Южной Осетии и Абхазии, открытая поддержка киевской хунты и поставки вооружений ВСУ, непризнание Крыма как части России, судилище над пророссийскими блогерами и выдача гражданина России по запросу Азербайджана вызвали удивление в России. Москва продолжит корректировать свой курс с целью избежать прежних ошибок.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий