Главное меню

«Оправдание» Трампа и его последствия

Минувшая неделя во внешней политике усилила опасность наложения на Россию новых санкций из-за окончания расследования дела о связях Д.Трампа и его команды с Россией. Расследование оправдало президента, но подтвердило тезис о попытках России вмешаться в президентские выборы. Поэтому противники России в Конгрессе получили новые козыри.

Несмотря на позитивные эмоции, выражаемые российскими средствами массовой информации по поводу завершения американским спецпрокурором Р.Мюллером длившегося два года расследования российского вмешательства в американские выборы, эта радость не вполне понятна. Действительно, Р.Мюллер не обнаружил фактов, свидетельствующих, что кампания Д.Трампа или кто-либо, связанный с ней, вступили в сговор или координировали свои действия с российским правительством. И для Д.Трампа это, безусловно, прекрасная новость, позволяющая ему думать о втором сроке.

Однако одновременно в докладе содержится признание вмешательства России в выборы, направленного якобы на то, чтобы посеять социальные разногласия, целью которых было вмешательство в выборы, и проведения хакерских операций по сбору и распространению информации, оказывающей влияние на выборы. Причем расследование Р.Мюллера вполне четко указывает на два канала воздействия на избирателей в США — на «Агентство интернет-исследований», стремившееся разжечь перед выборами различные конфликты в американском обществе, и на хакеров, которые взломали почту Х.Клинтон и других демократов, затем распространяя данные, в том числе через WikiLeaks. Ответственность за осуществление этих действий Р.Мюллер возлагает на правительство России и связанных с ним акторов, давая поводы для ужесточения санкций. Тот факт, что Д.Трампа «оправдали», сейчас едва ли принесет пользу России – Р.Мюллер канализировал гнев против Д.Трампа, перенаправив отрицательные эмоции в сторону Кремля и оставив президента вообще вне игры на этом поле.

Пока американскому президенту вообще не с руки вмешиваться в санкционную политику. Со своей стороны американские конгрессмены не стали тянуть с санкционными инициативами. Уже 26 марта сенатор от Техаса Дж.Корнин заявил, что русские «должны поплатиться» за вмешательство в выборы, чтобы и дальше они не сеяли «рознь и дестабилизацию». К ужесточению санкций призвал сенатор-республиканец от Южной Каролины Л.Грэм, один из соавторов законопроекта DASKA, который был внесен в Конгресс в феврале. Законопроект требует ограничений на инвестиции в российский госдолг, санкций против банков и нефтегазовой отрасли.

Согласно документу, в течение 60 дней после вступления закона в силу президент США обязан запретить американским юридическим лицам проведение операций с новыми выпусками российского госдолга. Госдолгом при этом должны считаться не только облигации Минфина в рублях и любой другой иностранной валюте, но также ценные бумаги, выпущенные от имени Фонда национального благосостояния и российского Центробанка. ЦБ РФ будет запрещено привлекать иностранную валюту на внешних рынках через своповые операции. Под санкции попадут кредиты Банку России на срок больше 14 дней. Документ также требует новых санкций против российских банков, осуществлявших «финансовую или иную поддержку вмешательству правительства РФ в демократические выборы» за рубежом. Банки должны быть внесены в «черный список» (SDN-list) с блокировкой активов в США и запретом на любые транзакции. Де-факто это означает отключение от мировой системы долларовых расчетов, для которых банку необходимо иметь корсчет в США. Под запрет, согласно проекту, также попадают инвестиции на сумму более 5 млн. долларов в российские СПГ-проекты за рубежом. Кроме того, закон требует ужесточить ограничения на передачу технологий для добычи нефти: под запрет должны попасть любые инвестиции в эту отрасль на сумму от 1 млн. долларов. Минэнерго, Госдепу и Минфину США поручается пересмотреть перечень оборудования, которое попадает под исключения из уже действующих санкций. В законопроекте также содержится требование подготовить доклад о личном состоянии и активах президента В.Путина.

На этом сложном фоне началась переброска в Венесуэлу российских военных под руководством начальника Главного штаба Сухопутных сил В.Тонкошкурова. Прибытие российских военных в количестве до 100 человек и груза весом 35 тонн одни объясняют намерением России обсудить контракты по поставку военной техники, другие – якобы имеющимся у Москвы (но впоследствии опровергнутым) решением о создании в Венесуэле военной базы. Какими бы ни были цели переброски российских военных и аргументы в пользу этого решения, для американцев — это «красная тряпка». Их геополитическая доктрина позволяет квалифицировать пребывание российских военных в Венесуэле как попытку военной интервенции.

Прибытие российских военных в Венесуэлу

В тот же день, когда стало известно о прибытии в Венесуэлу российских военных, глава Госдепартамента М.Помпео сообщил министру иностранных дел С.Лаврову в телефонном разговоре, состоявшемся по инициативе американской стороны, что отправка в Венесуэлу российских военнослужащих не остается без ответа. Ответные меры, по словам М.Помпео, могут последовать не только от США, но и от других стран Латинской Америки, которые вместе с Вашингтоном поддержали лидера оппозиции Х.Гуайдо, объявившего себя временным президентом в конце января. Действительно, позднее вывода российских военных из Венесуэлы потребовала Бразилия.

Палата представителей Конгресса США тогда же, 25 марта, ввела в действие «доктрину Монро», приняв законопроект о противодействии влиянию России в Венесуэле. Согласно трем новым законопроектам, госсекретарь США в течение ближайшего месяца должен представить стратегию противодействия угрозам, связанным с сотрудничеством Москвы и Каракаса. В течение трех месяцев необходимо оценить потенциальную угрозу от покупки российскими компаниями энергетической инфраструктуры Citgo, «дочки» национальной венесуэльской нефтекомпании PDVSA. Предлагается запретить въезд в США тем, кого госсекретарь сочтет действующими от лица России в поддержку сил безопасности Венесуэлы, а также отозвать их визы. Наконец, в течение 4 месяцев он будет обязан отчитаться перед Конгрессом о российско-венесуэльских отношениях в области безопасности, а также о потенциальной угрозе такого сотрудничества для США и стран Западной Европы. Скорее всего, сенат поддержит эти инициативы — другой соавтор DASKA, демократ Р.Менендес, уже направил в Госдепартамент запрос о необходимости санкций в отношении стран, поддерживающих режим Н.Мадуро в Венесуэле. А 27 марта буквально «убраться из Венесуэлы» потребовал от России сам Д.Трамп. Теперь, считают эксперты, введение санкций против «Роснефти» выглядит более вероятным, т.к. Москва не намерена идти на уступки.

Поскольку, однако, в Кремле оказалось доминирующим мнение, что после вывода из-под удара Д.Трампа наступила передышка, российские компании начали рассматривать возможности наращивания зарубежных заимствований. Так, вопреки санкционной угрозе о возвращении на международный долговой рынок объявили «Российские железные дороги». Состоявшаяся 26 марта встреча главы МИД РФ С.Лаврова с представителями американского бизнеса также свидетельствовала об эйфории, охватившей российские правящие круги.

Напряженные отношения с основными западными игроками дополнились определенным осложнением российско-китайских отношений. Так, в российских СМИ прозвучали критические нотки в освещении визита председателя КНР Си Цзиньпина в страны ЕС, и, прежде всего, в Италию, которую Пекин удостоил чести включения в проект «Нового шелкового пути». Поездка во Францию, где Си встречался с Э.Макроном и А.Меркель, освещалась достаточно скупо. С оптимизмом подавалась лишь новость о том, что Париж и Берлин отклонили предложение Пекина присоединиться к проекту «Одного пути». Опубликованная Си в газете «Фигаро» авторская статью под заголовком «Продолжаем плечом к плечу идти вперед по пути совместного развития», в которой подчеркивались особые отношения между Францией и Китаем, могла задеть самолюбие Кремля. В статье отмечалось растущее сотрудничество двух стран в социально-политической сфере, экономике, культуре, образовании. На этом фоне российский «мост» между Азией и Европой выглядел не столь выгодным для КНР.

Уже на следующий день, 24 марта, в Иркутске и некоторых других сибирских городах прошли выступления против китайской экспансии и превращения Сибири в сырьевой придаток Китая. Источники, близкие к Кремлю, назвали эти акции «массовыми», дав Китаю почву для подозрений, что за ними стоят кремлевские продюсеры.

Одновременно близкие к Кремлю источники обнародовали информацию о растущем влиянии Китая в Афганистане и на Украине. В частности, отмечается, что министерство обороны Украины и руководство «Укроборонпрома» и «Укрспецэкспорта» предпринимают меры для расширения военно-технического сотрудничества с Китаем, не афишируя, впрочем, контактов в данной области. Китайцы якобы рассматривают возможность продажи Киеву средств радиотехнической разведки, современных линий по производству боеприпасов большого калибра и т.д., а украинская сторона прощупывает готовность Пекина на инвестиции в военно-промышленный комплекс Украины.

Китай весьма чуток к любым проявлениям негативизма в отношении своей политики, и уже успел подчеркнуть на сайте «Женьминь жибао», что российское руководство якобы ведет народ в нищету, а политическая напряженность в стране продолжает расти. И уже 27 марта заместитель министра финансов С.Сторчак сообщил, что проект спецвыпуска государственных бумаг Минфина в юанях по-прежнему пробуксовывает и откладывается на неопределенный срок.

Зато 28 марта стало известно, что в ходе последнего раунда переговоров, которые с американской стороны ведет Р.Лайтхайзер, а с китайской — советник Си Цзиньпина по экономике Лю Хэ, Китай согласился на «беспрецедентные» уступки Соединенным Штатам. Пошлины на половину китайского экспорта США, введенные администрацией Д.Трампа, вместе с угрозой удвоить их и распространить на все китайские товары без исключения, видимо, склонили Пекин к уступкам в торговой войне.

В постсоветском пространстве также не наблюдалось каких-либо «центростремительных» тенденций — страны ЕврАзЭС и ОДКБ сохраняют настороженное отношение к России. На минувшей неделе обозначилось стремление Армении повлиять в своих интересах на механизм ОДКБ, воспользовавшись в качестве повода досрочным прекращением полномочий генсека ОДКБ, который был представителем Армении. Ереван возражает против выдвижения на этот пост кандидатуры от Белоруссии (или другой страны-члена ОДКБ) и хочет, чтобы право заместить вакантное место осталось за Ереваном. Разосланные исполняющим обязанности генсека В.Семериковым на согласование участникам ОДКБ документы, касающиеся кандидатуры от Белоруссии, признаются Ереваном юридически ничтожными, и согласовывать их он не намерен. Как выйдет Москва из этой ситуации, пока неизвестно, как и то, что хочет выторговать себе Ереван.

Между тем по слухам кремлевский силовой блок на минувшей неделе начал вести кампанию критики руководства МИД РФ, которое, мол, проводит «капитулянтскую» линию, идущую вразрез с установками администрации президента. МИД якобы способствует тому, чтобы отпустить бывшие республики в свободное плавание и лишить Россию влияния в них. Например, МИД (прежде всего, заместитель главы министерства Г.Карасин, бывший посол в Великобритании) слишком сдержанно отреагировал на оскорбления в адрес посла РФ в Белоруссии М.Бабича. Кроме того, МИД открестился от осужденных в Минске пророссийских публицистов, объявил внутренним делом Казахстана переход на латиницу и пр. МИД РФ полагает, что невмешательство позволяет не испугать постсоветские элиты. Однако нигде это не работает. Грузия, Украина, Армения, Казахстан, а в последнее время Белоруссия демонстрируют, что такая тактика дает лишь обратные результаты.

По мнению некоторых аналитиков, нападки на Г.Карасина, курирующего деятельность Россотрудничества, в сочетании с критикой всего внешнеполитического ведомства призваны побудить МИД произвести кадровые перестановки в Федеральном агентстве по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, где на пост главы лоббируют М.Брюханова.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий