Главное меню

B-21 — крах оборонного бюджета США

А перед этим событием, как заведено, была развернута широкомасштабная компания с привлечением крупнейших заокеанских СМИ. В феврале всему миру показали фотографию прототипа. Концептуальная модель конструктивно оказалась летающим крылом. За некоторое время до этого был выбран подрядчик для конструирования и производства самолета. И тут же начались судебные тяжбы между неудовлетворенными конкурентами. В общем, все очень телегенично, с участием серьезных рекламодателей.

Тендер на создание В-21 выиграла компания Northrop Grumman. В связи с чем отвергнутые претенденты на получение громадного военного заказа в размере 80 миллиардов долларов — Boeing и Lockheed Martin — обратились в суд с требованием отменить это решение. У проигравших были очень серьезные аргументы. Они акцентировали внимание на том, что Northrop Grumman уже сделала супер-бомбардировщик B-2 Spirit, который по всем статьям, кроме малозаметности, проигрывает американскому ветерану В-52 — и по боевой нагрузке, и по потолку, и по дальности, и даже по крейсерской скорости. В общем, самолет получился неудачным и запредельно дорогим, в следствии чего было произведено всего 20 машин. Boeing в своем иске ставит вопрос ребром: не является ли преступлением выделение громадных бюджетных средств компании, которая истратит их впустую — то есть создаст неудачный и запредельно дорогой продукт.

Картина тут и в правду абсолютно прозрачная. В бумагах, поданных на тендер, Northrop Grumman запросила за каждый произведенный бомбардировщик 560 млн. долларов. В то же время ее предыдущее детище — В-2 стоит 2 млрд. долларов. Это самый дорогой самолет за все время существования авиастроения. То есть должно произойти чудо, которое противоречит всем фундаментальным законам: более сложный самолет будет стоить почти в 4 раза дешевле, чем более простой. Необходимо также учесть тот факт, что доллар 15-летней давности значительно весомее, чем нынешний.

Надо сказать, что процесс разработки сложнейших в техническом отношении видов вооружений напоминает процедуру варки каши из топора. И Boeing, несомненно, тоже превысил бы задекларированную сумму. Однако с большой долей вероятности можно сказать, он произвел бы лучший самолет. Поскольку компания Northrop Grumman уже продемонстрировала свою техническую несостоятельность.

Во всей этой истории довольно странно выглядят и слишком оптимистические сроки выполнения программы. Первые 20 самолетов В-21 должны быть переданы ВВС США уже в 2025 году. На что из бюджета отпущено 21,4 миллиарда долларов. 80 миллиардов выделены на всю партию из 100 бомбардировщиков, которые должны поступить в войска к 2037 году. Они пойдут на замену В-52 и частично В-1 . Казалось бы, это не совсем верное решение, поскольку летно-технические характеристики В-1 выше, чем у В-21. Однако по договору СВН-3 (договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений) самолеты В-1 не могут быть носителями ядерного оружия. Так что смысл их замены — усиление авиационной составляющей ядерной триады.

Трудно поверить в реализацию столь сжатых сроков разработки. На создание В-2 у Northrop Grumman ушло больше 20 лет. Разработка началась в 1979 году, первый полет прототипа — 10 лет спустя, а первый бомбардировщик был принят на вооружение в 2000 году.


Поделиться статьей:


Оставить комментарий