Главное меню

Общенациональный план восстановления экономики России

2 июня премьер-министр представил президенту Владимиру Путину общенациональный план восстановления экономики России.

Восстанавливать экономику будут быстрее.

Правительство России во вторник представило президенту РФ Владимиру Путину общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Общенациональный план восстановления экономики России, предполагает постепенный выход на устойчивый рост ВВП на уровне выше докризисного. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил главе государства, что стоимость реализации всех мероприятий плана составит около 5 трлн. рублей в виде расходов и недополученных доходов.

По словам Мишустина, выход на устойчивые темпы роста ВВП позволит решить главную задачу — обеспечить стабильный рост реальных доходов российских граждан.В комплексе мер, в частности, — усиление инвестиционной составляющей, повышение качества образования, быстрое и современное строительство. План состоит из девяти разделов и содержит около 500 мероприятий. Глава правительства напомнил, что план будет реализовываться в три этапа. В проекте документа значатся как уже объявленные, так и новые меры поддержки экономики и населения.

Целевыми показателями исполнения служат выход на устойчивый рост реальных доходов (целевой темп прироста не приводится), снижение уровня безработицы до менее 5%, а также обеспечение темпов роста ВВП на уровне не менее 2,5% в год к концу 2021 года. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, выполнение плана позволит не только переломить ситуацию, сложившуюся в результате распространения коронавируса, но и приступить к проведению долгосрочных структурных изменений в экономике. «Выход на устойчивые темпы роста ВВП позволит решить главную задачу — обеспечить стабильный рост реальных доходов российских граждан», — сказал премьер-министр.

Цена восстановления экономики — 7,3 трлн руб. за 2020—2021 гг. — снизилась по сравнению с предыдущей версией документа на 700 млрд. Бюджету поддержка экономики обойдется примерно в 5 трлн. руб. В частности, на социальную поддержку правительство собирается потратить свыше 700 млрд, на помощь малому и среднему бизнесу — 1,3 трлн., различным отраслям будет выделено 500 млрд, регионам — 350 млрд. Еще 2,2 трлн. руб. составят инвестиции в инфраструктуру, в том числе внебюджетные. В общую смету входят траты и на ранее одобренную помощь населению и бизнесу, а значительная часть расходов, например, закупки почти на 1 трлн. оборудования и машин, уже были предусмотрены нацпроектами, но их оплатят с опережением графика. Новых масштабных мер поддержки населения в этом году не предусмотрено, но помощь сделают более адресной.

В документе сообщается, что закрытие и сжатие предприятий из наиболее пострадавших от пандемии отраслей способствовали повышению уровня безработицы, а также появлению людей, формально занятых, но находящихся в неоплачиваемых отпусках, простое или неполной занятости. «Прекращение временных мер поддержки занятости, а также объективно происходящее изменение структуры экономики может привести к дальнейшему росту безработицы», — следует из проекта плана. По данным Росстата, уровень безработицы за нерабочий апрель вырос до 5,8%, что считается максимумом за четыре года. По итогам 2019-го безработица составляла 4,6%.

      Для обеспечения роста реальных доходов населения, восстановления занятости и спроса в проекте плана содержатся уже анонсированные и запущенные меры поддержки (такие как прямые выплаты на детей и увеличение пособия по безработице до уровня МРОТ — 12,13 тыс. руб.) и новые инициативы.

К числу новых инициатив относится реализация на всей территории страны с 1 января 2021 года нового порядка «прямых выплат» по больничным листам и социальных пособий гражданам с детьми, что потребует дополнительно почти 52 млрд руб.

С июля 2020 года предлагается обеспечивать возможность перехода на удаленный режим работы, в том числе комбинированный, включающий как удаленку, так и присутствие на рабочем месте, без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору. Это касается в том числе государственных и муниципальных служащих.

С октября 2020 года планируется установить минимальный размер часовой ставки при привлечении работников на неполное рабочее время сроком до трех месяцев «с целью борьбы с теневой оплатой труда и защиты интересов работодателей и их работников, работающих неполное рабочее время». Также предполагается создание социального казначейства, осуществляющего функции предоставления мер социальной поддержки. Последние годы доля социальных выплат в доходах населения превышает 19%, на них тратится порядка 3% ВВП, но тратится неэффективно: из 1 руб. до бедных доходит лишь 25 коп. Остальное достается тем, кто в помощи и не нуждается, а доля адресных пособий в доходах беднейших людей в среднем не превышает 2%, заявили эксперты Всемирного банка и Научно-исследовательского финансового института Минфина.

Выполнение национального плана, по замыслу властей, должно обеспечить к концу 2021 года рост реальных зарплат россиян на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении, а также сокращение уровня бедности по сравнению с 2019-м (12,3% населения). Кроме того, по данным правительства, развитие новых форм занятости и обучения повышает гибкость рынка труда и образования. Переход на удаленную работу и самоизоляция ускорили цифровизацию, усилились стимулы для импортозамещения и упрощения административных процедур. При этом в плане делается ставка и на цифровизацию. Многие из этих задач, как и общую идею перевести в электронный формат взаимодействие людей и бизнеса с государством, Минкомсвязи предлагало еще в начале 2010-х годов.

Для поддержки и развития сектора малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, кроме уже объявленных мер по списанию налогов, грантов на выплату зарплат в расчете 1 МРОТ на человека, кредитных каникул и беспроцентных кредитных программ, новых масштабных мер госпомощи не предлагается. Среди значимых инициатив указан отказ от индексации страховых взносов на период 2021 года, внедрение механизма поддержки ИП и малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях в связи с расходами на обеспечение соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, установление переходного налогового режима для налогоплательщиков, утративших право на применение упрощенной системы налогообложения, повышение возможности использования системы быстрых платежей ЦБ.

Также предполагается временная либерализация правовых последствий банкротства для добросовестных индивидуальных предпринимателей, на которых распространяется мораторий, в целях упрощения повторного вхождения в бизнес. Согласно действующим нормам после признания банкротом ИП не может заниматься предпринимательской деятельностью в течение пяти лет. Программа должна способствовать восстановлению численности занятых в секторе до уровня первого квартала 2020 года, а темпы роста оборота МСП должны стать выше темпов роста экономики в целом.

Кроме того, закрытие экономики и сокращение выручки бизнеса привели к снижению деловой активности. Инвестиции в основной капитал в 2020 году рухнут на 12% после роста на 1,7% в 2019-м, ожидает Минэкономразвития. Этому будут способствовать высокая неопределенность относительно продолжительности пандемии и ограничительных мер и неопределенность относительно платежеспособности контрагентов и клиентов. В тоже время, согласно майскому указу Путина, доля инвестиций в ВВП к концу нынешнего президентского срока (к 2024 году) должна была вырасти до 25%. Но в базовом прогнозе министерства она останется на уровне 21,3% к 2023 году.

Поэтому для запуска нового инвестиционного цикла и выхода на темпы роста инвестиций на уровне 4,5% к концу 2021 года в документе предлагается прежде всего завершить создание механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) для содействия крупным частным инвестпроектам.

Так, с июля 2020 года предлагается предоставить возможность компенсации расходов на инфраструктуру, а также затрат на уплату части процентов по кредитам и займам, привлеченным для ее создания, в объеме поступающих налогов. К октябрю текущего года Минфин и ФНС должны представить государственную информационную систему «Капиталовложения» для сопровождения реализации соглашений и их мониторинга.

Содействовать инвестиционному росту должны и крупные инфраструктурные проекты из нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и комплексного плана развития и модернизации инфраструктуры, включая строительство автотрассы из Москвы в Казань, входящей в состав международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. Кроме того, план предусматривает новые проекты, в частности, строительство и реконструкцию к 2024 году участков автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» из Новосибирска в Казань в обход Кемерово стоимостью 45,3 млрд руб.

В рамках секторальных мер поддержки власти планируют стимулировать спрос через госзакупки, а также помогать субсидиями и госгарантиями. Минфин выделит 23,4 млрд руб. в 2020 году на компенсацию расходов российских авиакомпаний. Авиационная промышленность получит госгарантии по кредитам на закупку 59 самолетов Sukhoi Superjet 100 в объеме 139,6 млрд руб.

Для поддержки жилищного строительства проект плана предполагает снижение ставки по ипотечным кредитам до менее 8%, в том числе за счет реализации программы субсидирования ипотеки на новостройки по 6,5%. Кроме того, Минстрой направит 30 млрд руб. на завершение строительства проблемных объектов и восстановления прав участников долевого строительства.

Чтобы поддержать туристическую отрасль, власти готовы с 1 января 2021 года снизить ставку НДС до 7% для компаний, что приведет к выпадающим доходам бюджета в объеме 11,7 млрд руб. в будущем году, говорится в проекте плана. А предприятиям гостинично-туристской сферы планируется возместить половину платежей по процентам и отсрочить выплаты основного долга по ранее выданным кредитам на период с июля по декабрь текущего года.

Владимир Путин отметил, что в рамках этого плана важно поддержать население и бизнес. «Стратегическая задача такого общенационального плана действий — не только стабилизировать ситуацию, без чего, конечно, невозможно двигаться вперед, но самое главное — поддержать граждан, предприятия, бизнес на этапе выхода, это само по себе важно, безусловно»,— сказал президент.

Глава государства попросил провести эту работу как можно быстрее. «Работа проделана очень большая не только по объему, но и по качеству. Безусловно, это очень хорошая база для принятия окончательных решений. Думаю, что пару недель, может быть, чуть больше, вам потребуется. Будем в контакте и будем уточнять эти сроки выхода на принятие окончательных решений», — подчеркнул Владимир Путин.

 Восстановление экономики на докризисные позиции — задача структурная, сложная и требующая высокого уровня ответственности со стороны не только центральных органов власти, но и регионов, где сконцентрированы ключевые двигатели экономического роста. План масштабный и выглядит вполне достойным сценарием для постепенного вывода экономики из кризиса, куда ее загнали нефть и пандемия. Тем не менее, все же 100%-го оптимистичного прогноза по его выполнению дать не сможет, вероятно, даже сам глава правительства. Самый главный удар, который был нанесен пандемией, — это снижение потребительского спроса, рост безработицы и снижение инвестиционной активности. Все эти три фактора будут оказывать нивелирующий эффект на антикризисные действия правительства. С другой стороны, даже если какие-то цели будут выполнены только наполовину, это даст положительный эффект.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий