Главное меню

Минэкономразвития сделало новый макропрогноз до 2023 года

Минэкономразвития представило обновленный прогноз социально-экономического развития России на 2020—2023 годы, в котором уточнило основные параметры с учетом влияния пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений. Согласно новому прогнозу министерства, экономика России по итогам 2020 года упадет на 5%, а самым провальным станет второй квартал, по его итогам спад составит 9,5% в годовом выражении.

Глава Минэкономразвития Максим Решетников подчеркнул, что новый макропрогноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе-сентябре. Кроме того, макропрогноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии коронавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. Министр отметил, что по мере ослабления карантинных ограничений активная фаза восстановления экономики начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы экономика России будет расти на 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году.

Снижение российской экономики на 5% в 2020 году — реалистичный прогноз, однако нельзя исключать и более серьезного провала ВВП по итогам года. Как следует из обновленного макропрогноза Минэкономразвития, на фоне ограничительных мер в связи с эпидемией коронавируса ВВП России в этом году снизится на 5%, восстановительный рост в 2021 году составит 2,8%. Выход на предкризисные уровни произойдет в первом полугодии 2022 года — это первые официальные оценки Минэкономразвития по ситуации в экономике после начала эпидемии. Ключевой фактор снижения ВВП в этом году — внутренние ограничения из-за распространения COVID-19. По оценкам Минэкономразвития, наибольшее падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда экономика страны была замедлена из-за карантина — на 9,5% в годовом выражении. В третьем и четвертом кварталах прогнозируется замедление спада до 6,3% и 5,2% соответственно.

Оценка падения ВВП интуитивно понятна исходя из падения сырьевых цен, а также воздействия ограничительных мер на сектор услуг, малого и среднего бизнеса с учётом их веса в экономике. Из документа следует, что каждый месяц ограничений отнимает от ВВП около 2%. Половина марта, апрель и май дают искомые 5% в минусе, просадка цен на нефть «стирает» 1,5% в положительной области. Оценки снижения российской экономики в 2020 году на 5—6% близки к прогнозам Минэкономразвития. В то же время провал экономики во II квартале может превысить уровень в 10%, а снижение реальных располагаемых доходов населения по итогам года ожидаемо на уровне 5—8%. При этих вводных сокращение потребительских расходов может составить порядка 10—15%.

Не исключено и значительное снижение объемов промышленного выпуска как под давлением вирусных факторов, так и за счет ограничения добычи нефти в рамках участия РФ в новой сделке ОПЕК+. Таким образом, итоговые масштабы снижения ВВП в 2020 году при развитии событий по менее благоприятным сценариям, а также при сохранении сдержанного формата в плоскости государственной поддержки бизнеса и населения, могут превысить уровни в 5—6% и составить порядка 7—10%.

Прогнозы МЭР достаточно оптимистичные. С одной стороны, сфера услуг в составе российского ВВП занимает гораздо меньшую долю, чем в экономиках Европы, или США, но вкупе с падением реальных доходов населения стоит также ждать снижения спроса на промышленные товары. Кроме того, в сфере нефтедобычи также будет номинальный спад в связи с действием соглашения ОПЕК+.

Реальные заработные платы по итогам 2020 года, по прогнозу Минэкономразвития, снизятся на 3,9%, реальные располагаемые доходы населения просядут на 3,8%. Такая оценка падения реальных доходов весьма скромная. Но во II квартале падение может превысить 6%, ведь многие компании, если и не сокращают зарплаты и персонал, то как минимум отказываются от премиальных выплат.Хотя меры поддержки занятости государства смягчат ситуацию на рынке труда, но они не смогут в значительной степени остановить закрытие многочисленных организаций малого и среднего бизнеса.

По оценкам Минэкономразвития, в этом году безработица составит 5,7%, в 2021 году снизится до 5,4%, в 2022 — до 4,9%, в 2023 — 4,7%. С учетом медленного восстановления экономики и продолжительного периода снятия ограничений глубина и продолжительность кризиса на рынке труда будут еще ощутимее.

Ожидаемые Минэкономразвития темпы восстановления экономики представляются весьма сдержанными. Так, рост в 2021 году на 2,8% будет означать, что экономике России удастся отыграть лишь половину, а возможно, и меньше от провала 2020 года. Прогнозы по росту в 2021 году исходят из сохранения как структурных ограничений в российской экономике, так и из сохранения потребительского спроса в «сжатом» состоянии. В результате на восстановление экономики до уровней, предшествующих пандемии, может потребоваться порядка 2—3 лет. Таким образом, кризис скорее будет U-образным, а значит, предстоит сложный период адаптации экономики к новым условиям работы. А из-за неясности с вопросом второй волны COVID-19 говорить о втором полугодии пока сложно.

Впрочем, какая-то степень адаптации к ситуации все же будет, и в IV квартале восстановление случится. При относительно спокойном внешнем фоне и благоприятных ценах на нефть правительство сможет вернуться к инвестированию в развитие во II полугодии, что позитивно скажется на общей макроэкономической ситуации. Основной риск для описанного Минэкономразвития сценария — это не только и не столько вторая волна коронавируса, сколько возможные глобальные экономические изменения, характерные для нисходящей стадии макроцикла.

В свою очередь, Решетников рассказал также о задачах общенационального плана восстановления экономики России, который правительство готовит по поручению президента РФ Владимира Путина. 25 мая Минэкономразвития представит план правительству. Первоочередная задача общенационального плана восстановления экономики — рост доходов граждан, восстановление эффективной занятости, перезапуск инвестиционного цикла, сообщил министр экономического развития. По его словам, одна из основных структурных задач плана — запустить новые механизмы, снять все барьеры в цифровизации и удаленной работе.

По мнению Решетникова, экономика России продемонстрировала большую прочность, чем казалось в апреле, но в период восстановления после того, как эпидемия закончится, предстоит «долгий путь в гору». «Очевидно, что экономика обладает большим запасом прочности, чем, может быть, казалось нам в какие-то моменты апреля. Но в то же время, сейчас идут большие дискуссии внутри, каким будет восстановление. По крайней мере, V-образного восстановления особо никто уже ни в экспертных кругах, ни у нас не ожидает. Очевидно, что определенный отскок будет, но он будет очень невысоким, а дальше нам предстоит такой достаточно долгий путь в гору, я бы сказал», — поделился мнением глава Минэкономразвития.

Прогноз Минэкономразвития в целом не выбивается из числа других — официальных и экспертных. Министр финансов Антон Силуанов также оценивал спад в 5% ВВП в этом году. ЦБ — на 4‒6% при возврате экономики к докризисному уровню в 2022 г. Оценки ЦБ по экспорту позитивнее (-10,6‒14,6% в этом году), но одновременно он допускает скачок инфляции до 4,8% к началу 2021 г. Консенсус-прогноз 28 экономистов, опрошенных в мае Центром развития Высшей школы экономики, тоже показывает, что предкризисного уровня экономика достигнет к середине 2022 г. — такие же сроки прогнозирует и Решетников. Но они более позитивно оценивают восстановление нефтяных цен. Уже в 2021 г. они ждут, что нефть Urals подорожает до 43,7 долл./барр.

Коронавирус катализировал негативные процессы, но глобальный спад начался до него, а растущий уровень долговой нагрузки на госбюджеты на фоне рекордных дефицитов — колоссальная угроза, которая реализуется очень быстро, как только из-под контроля выйдет инфляция в какой-либо из основных валютных зон. Именно от этого будет зависеть, реализуется или нет быстрый восстановительный рост 2021—2022 годов.

 Действия властей позволили сдержать резкое снижение доходов населения и не допустить чрезмерного роста безработицы. Но несмотря на это в 2020 г. экономику ждет большая просадка, и дальше рост будет считаться именно относительно упавшей базы 2020 г. В 2022 г. рост ВВП выглядит как остаточное восстановление, плюс потенциальный рост на уровне 1—1,5%, который будет ожидаемым для России. Однако, чтобы показать даже такой рост как в прогнозе Минэкономразвития, необходимо, чтобы внешний спрос на российский экспорт активно восстанавливался и последствия падения доходов населения в 2020 г. были непродолжительными. Вероятно, правительство делает ставку на нацпроекты и быстрое восстановление доходов населения. А чтобы реализовать идею роста за счет инвестиций, будет наращивать капитальные госрасходы, поддерживать инвестпрограммы компаний и использовать больше ресурсов, накопленных в ФНБ.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий