Главное меню

Основная часть ответственности за неисполнение решений верховной власти легла именно на В.Путина

Общий информационный фон вокруг властных вертикалей продолжал оставаться крайне напряжённым из-за отсутствия чёткой линии поведения верховной власти, несмотря на решимость в ходе совещаний[1]. В итоге верховной властью были задействованы две основные модели:  

1. Условно — «эмпатия»(«мы вместе противостоим трудностям», «решение проблем – общими усилиями»),  

2. «Прагматичная позиция» (координация действий ответственных акторов, состояние «над схваткой», принятие стратегических решений, результат которых виден только по завершении процесса).  

Эксперты констатировали, что обе модели применялись хаотично, смешанно и, в результате, «обнулили» друг друга с точки зрения позитивного эффекта. Причиной стало наличие сразу нескольких условных центров принятия конкретных решений по борьбе с «коронавирусной угрозой»:   — в правительстве (стразу три: «мишустинский»-финансовый, «чернышенковский»-информационный и «голиковский»-медицинский),   — в Госсовете («собянинский» — условно координационный) и   — оперативные штабы в регионах (с учётом делегирования чрезвычайных полномочий), в том числе «модельный» – московский оперштаб А.Раковой, руководство которого остальные участники процессов всё больше подозревают в финансовой заинтересованности в затягивании карантинных мер в столице.  

Именно противоречивость в действиях членов правительства, АП и штабов как раз и вызвала у президента, судя по его реакции на происходящее, резкую негативную оценку. Кризис при принятии и реализации управленческих решений стал, как уверены источники, прямым результатом ненадлежащего экспертного обеспечения и, главное, оформления принятых решений.

Опасная ситуация сложилась, как утверждают, для некоторых генераторов неудачных решенийС.Кириенко и А.Громова, а также С.Собянина[2]. Помимо этого, негативная информационная нагрузка возросла и в отношении МИД, команды С.Лаврова. К ней претензии ещё не носят оформленный характер, однако тревожные симптомы продолжают фиксироваться (и это несмотря на награждение Орденом Почёта Марии Захаровой). Ситуацию, как докладывают, усугубляет и фактическая самоизоляция ряда функционеров Совбеза, АП и правительства РФ, которая всё больше замедляет принятие не только управленческих, но и лоббистских решений, соответственно, растягивается и период карантинных мер, что, в свою очередь, вызывает зафиксированное спецопросами усилившееся недовольство всех категорий населения.

С другой стороны, изоляция ключевых фигур ФОИВ не способствует противодействию сомнительных лоббистских решений, что, конечно, усугубляет кризисную ситуацию в общем, вызывая предсказуемо резко негативную реакцию у остальных акторов и особенно в бизнес-сообществе.

Как результат, в УВП уже поняли, что «теряют» сразу несколько электоральных групп поддержки, как на федеральном уровне («средний класс», малый и средний бизнес), так и на региональном («фронда», недовольная тем, что президент переложил на неё основную ответственность за непопулярные меры). Однако считается, что ЕДГ остаётся в сентябре, на этом договорились, вроде бы, в УВП, где «уже не видят проблем с поддержкой врио после комплекса мер по спасению населения»[3].

«Подвешенным» пока является вопрос о голосовании по поправкам в Конституцию – чуть ли не зреет «предложение обосновать его отмену экономической целесообразностью»[4], а также форма его проведения (может оказаться дистанционной). Тем не менее эксперты в Гос.Думе отрицают юридическую возможность отказа от голосования из-за специального решения КС. Кстати, не будет голосования, не будет и «обнуления» президентских сроков В.Путина[5].

Информационный фон вокруг президента РФ определялся тем, что основная часть ответственности за неисполнение решений верховной власти всё же легла именно на В.Путина. Попытки делегировать ответственность правительству и регионалам пока никак не отразились на показателях рейтинга главы государства: они продолжают оставаться низкими. Ситуацию не смогли выправить и специальные соцопросы, подчёркивающие растущее доверие к верховной власти у населения. Наоборот, её усугубило то, что в предыдущие периоды как раз ВЦИОМ и другие социологические центры, меняя методику подсчёта и формулировки опросов, уже пытались «выправить» показатели.

На период преодоления трудностей, как отмечают источники, «вместо административного ресурса (приоритетного доступа к первому лицу) – теперь определяющим (и самым дефицитным) становится финансовый». В пример, как правило, приводят укрепившиеся, несмотря на проколы и откровенные неудачи, позиции С.Чемезова, И.Сечина, И.Шувалова, Л.Михельсона, Г.Тимченко, А.Миллера. Складывается впечатление, что именно на них президент начинает опираться в условиях неисполнения своих поручений ФОИВ и в регионах.

В.Путин, тем временем, подписал указ о внесении изменений в дисциплинарный и гарнизонный уставы Вооружённых сил РФ, согласно которым военнослужащим строго запрещено распространять информацию о службе в СМИ и Интернете, а также иметь при себе телефоны[6]. Данная необходимость назрела достаточно давно: утечки информации от личного состава армии давно стали носить регулярный характер, а командиры не обладали необходимым уровнем полномочий для пресечения подобной практики.

Одновременно президент по согласованию с Генштабом и Минобороны перенёс призыв выпускников школ, чтобы дать возможность призывникам поступить в вузы. Данная мера – одна в ряду попыток вернуться к росту рейтинга главы государства. При этом в рядах ВС РФ возникает проблема непрерывности ротации солдат и сержантов срочной службы. Придётся либо задерживать демобилизацию, либо переносить акцент работы, выполняемой «срочниками» на контрактников, что потребует дополнительных средств и организационных усилий. 

В.Путин анонсировал создание национальной базы генетической информации[7]. Разъяснений по этой теме не последовало, но породило массу конспирологических слухов, которые, безусловно, будут интерпретировать дальнейшие инициативы властей против В.Путина лично. В проекте тем или иным образом явно задействованы С.Собянин, объявивший повальное тестирование на антитела в Москве, Г.Греф (техобеспечение процессов) и И.Сечин (финобеспечение процессов)[8].

В одном ряду с этой инициативой встал и принятый Гос.Думой в срочном порядке законопроект о создании Единого федерального информационного регистра данных о гражданах РФ и прибывающих на территорию страны лиц[9].

Эти инициативы уже получили неоднозначную реакцию со стороны экспертного сообщества и значительной части населения страны, что, на перспективу, вызовет сильную турбулентность, в том числе и среди традиционного электората «Единой России», особенно в регионах. 

Аналитики указывают также на наметившуюся тенденцию отхода части регионов от традиционной модели отношения регионов к федеральному центру — в условиях пандемии они чаще начали принимать решения не на основе «указаний из Москвы и не на опыте Москвы»[10].

В результате, например, В.Путин согласился с идеей С.Собянина о частичной компенсации регионам средств из-за выпадающих доходов на фоне коронавируса, однако некоторые эксперты уверены, что такая помощь и дальше будет носить крайне ограниченный характер.

Отмечают, что «на фоне назревающей социально-психологической и идеологической «смуты», угрожающей расшатать систему политического контроля, начала все более ощутимо вырисовываться опасность дальнейшего ужесточения карантинного режима». Однако в ответ В.Путин начал резко наращивать свое присутствие в информационном поле, давая понять, что не намерен никому уступать свои позиции.

Растут конкретные риски агрессивного неприятия складывающейся тяжелой социально-экономической ситуации в стране на фоне растущего запроса населения на позитивную, социально привлекательную перспективу, ранее обещанную президентом. Соответственно несбывшиеся ожидания в дальнейшем вновь лягут репутационным пятном на президентскую «карму»[11].  Обстановка в АП остаётся крайне напряжённой. Проблемной стала ситуация и вокруг т.н. «идеологического стержня», на базе которого В.Путин выстраивал свою консолидированную систему политического контроля – в результате размывания патерналистской модели отношений противоречия между федцентром и регионами значительно усилятся, если помощь регионам со стороны федцентра окажется недостаточной в текущем и следующем годах, как минимум[12].

В качестве иллюстрации – стремительное распространение информации о том, что «президент воспринял действия губернаторского корпуса и правительства как прямой саботаж его указов», что вместо страха вызвало настороженное наблюдение за этой реакцией главы государства, не более[13].

В результате базовым планом, как утверждают, становится всё же коллективное руководство страной командой В.Путина с постепенной его сменой — «родителей на детей».

Руководитель АП Антон Вайно постепенно теряет своё эксклюзивное положение рядом с президентом, начиная вести более публичную деятельность, но оставаясь ключевой фигурой допуска к общению с президентом в той или иной форме для тех, кто по должности не имеет полномочий такого общения на регулярной основе. В окружении А.Вайно, например, считают, что он окончательно избавился от репутации аффилированного с С.Чемезовым чиновника. Наши источники не присоединились к такому мнению. Указали на то, что А.Вайно и А.Громов на данном этапе якобы вместе противостоят С.Собянину и «Семье».

Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, после демонстративной активности в партийно-политическом поле, сосредоточился на кулуарной партийной работе, взаимодействуя с А.Турчаком (конкурентные отношения), Б.Грызловым (группа Н.Патрушева, конкурентные отношения) и, отчасти, с С.Кириенко (союзнические отношения). Сложности личного общения и «удалёнка» продиктовали фрагментарность и несистемность его работы: Д.Медведев ожидает конкретных и креативных предложений от своей команды и от руководства ЕР в лице А.Турчака.

Кстати, в Гос.Думе считают, что Д.Медведев пока чуть ли не переигрывает А.Турчака по линии ЕР. Однако команду бывшего премьера крайне беспокоит информация о том, что Д.Медведева будут «постепенно переводить с партийной работы». Идёт поиск источников этой информации. Д.Медведев заявил, что «лично станет наставником «ПолитСтартапа» — фактически в противопоставление с «Лидерами России» С.Кириенко.
Аналогичные совещания будут активизированы по партийной линии, что спровоцирует напряжение отношений с последним.

Специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов просто проигнорировал попытки втянуть его в «мусорный контекст». С.Иванов по-прежнему находится на «особом положении», так как входит в группу риска (хронические заболевания), что резко снижает его возможности участвовать в процессах, связанных с исполнением им его функционала в полном объёме.

Инициатива участия замглавы АП Дмитрия Козака в переговорах по Украине в Берлине исходила от канцлера Германии Ангелы Меркель. Д.Козак крайне уклончиво комментировал результаты переговоров публично. Речь шла о непосредственной экономической активности на территории ЛДНР со стороны российских компаний. В перспективе ожидаются новые санкционные ограничения для некоторых участников процессов. При этом германская сторона, как сообщают источники, традиционно проигнорировала претензии России относительно урегулирования ситуации на Донбассе путём оказания давления на Киев с целью исполнения им его обязательств по «Минску-2».

Результатом становится фактическая подготовка эскалации военного конфликта по линии соприкосновения – с обеих сторон. Втягивание России в новый вооружённый конфликт на территории Украины предполагается проводить в удалённом режиме, всячески предотвращая её реальное участие в нём.

Модель, как предполагают аналитики НАТО, будет такой: Россия несёт все репутационные риски, связанные с конфликтом, Украина назначается пострадавшей стороной при любом раскладе, США, Великобритания и Польша – непосредственные акторы конфликта – решают свои прагматические задачи в регионе.  Ответом России станут гибридные действия, как в самом регионе, так и на других направлениях взаимодействия с нашими «западными партнёрами», включая наращивание военного взаимодействия с КНР, создание в рамках ШОС международных институтов (судебных, к примеру) и т.п. В частности, в качестве ассиметричного ответа на вызовы, связанные с т.н. «делом ЮКОСа», МН17 и др.  

В УДП Александра Колпакова ситуация, в значительной степени стабилизировалась, вошла в рабочий ритм. Результатом карантинных мер стало максимальное закрытие работы аппарата, как УДП, так и АП, в целом: в информационном и «делопроизводственном» смысле.

ФСО, как докладывают источники, окончательно взяло под контроль все носители информации, делопроизводство и информационные потоки.

В СВР Сергея Нарышкина происходит усиление работы на «западном направлении», особенно в отношении США, Великобритании и ряда стран, деятельность работы спецслужб которых аффиллирована с их спецслужбами. Данное усиление происходит в ответ на участившиеся случаи информационных провокаций и спецопераций в отношении акторов бизнес- и политических процессов из России. Ситуацию усугубляет то, что фактически деятельность спецслужб страны оказалась скоординирована недостаточно эффективно, в результате фиксируется столкновение интересов и конфликты как на низовом, так и на верхнем уровне. Тем не менее, противостояние между руководством российских спецслужб не проявляется открыто, однако есть сильная «соревновательная составляющая».

На данном этапе проявились некоторые противоречия между ФСБ и СВР, в перспективе возможна напряженность между ФСБ, СВР и ГУ (ГРУ) ГШ. Она будет касаться и сфер компетенции, и степени влияния на верховную власть.

В Генштабе ВС РФ Валерия Герасимова сосредоточены на нескольких проблемных участках: Ливия, Йемен, Иран (в части Сирии и Ирака), а также Украина и прибалтийские страны. Последние рассматриваются в качестве наиболее проблемных участков в формате взаимоотношений РФ и НАТО в последний период. Ожидаемая локальная (или даже глобальная) эскалация в регионах, в частности, на Донбассе, заставляет предпринимать скрытые мобилизационные меры.В обозримой перспективе негативное влияние «коронавирусного» фактора в гражданском обществе будет возрастать[14]. Указывают, что «часть акторов реально потеряла влияние на принятие решений, другая пытается его перехватить, используя кризис и самоизоляцию». В число таких вносят, например, А.Силуанова, С.Иванова.Различные социальные группы уже продемонстрировали своё неудовольствие, однако не выразили протест явно, а, значит, скрыли симптомы недовольства, чтобы проявить его на ближайших выборах или в ходе иных мероприятий, имиджевых для федеральной или региональной власти.

Основной проблемой будет как раз нарастающее скрытое недоверие населения к органам власти, иллюстрированное «карантинными мерами» отсутствие горизонтальных связей на региональном уровне и масштабное фактическое неподчинение федеральным властям, что было отчётливо продемонстрировано явочным порядком при формальном исполнении поручений президента.

Отсутствие навыков самоуправления после делегирования, в том числе, чрезвычайных полномочий на места, уверены эксперты, есть опасный симптом для верховной власти, которая осторожно не допускает массовой ротации региональных кадров, демонстрирующих свою некомпетентность и коррупционный настрой на средства, выделяемые на борьбу с эпидемиологическими угрозами.

Все эти обстоятельства фиксируются внешними акторами и внутренними оппонентами властей и будут использованы для дальнейшей демотивации гражданского общества и усилении трендов на раскол в нём.

В АП якобы ещё некоторое время продолжалась дискуссия об актуальности возвращения М.Мишустина к полноценному исполнению обязанностей премьера[15]. Данный тренд, в принципе, связан с попыткой максимально ослабить действующего премьера и вывести его на прямое лобовое столкновение с его якобы оппонентами – С.Собяниным и/или А.Белоусовым (в качестве иллюстрации практически демонстративный взлом почты А.Белоусова, совершённый весьма профессионально хакерами).


[1] Так, Верховный суд выступил против текущей фискальной практики и счел незаконными штрафы, накладываемые на бизнесы налоговиками из-за проблем у компаний-партнеров. Роспотребнадзор заявил о готовности существенно снизить регуляторное давление на экономику и полностью отказаться от плановых проверок бизнеса. Значительная доля планируемых правительством мер по выходу экономики из коронавирусного кризиса призвана снизить фискальную и административную нагрузку на бизнес, упростить регуляторику, а также зафиксировать ряд временных послаблений, введенных на период коронавируса, на постоянной основе. Прогнозируют даже «посткоронавирусную» трансформацию страны в одну гигантскую государственную корпорацию.

[2] За скорейший выход из «самоизоляции» выступали, в частности, А.Вайно и С.Кириенко – политические проблемы нарастают, как и экономические. ЦИК начал, но пока в закрытом режиме подготовку голосований, а В.Путин высказался о своей поддержке двух глав регионов – Р.Минниханова в Татарстане и В.Кондратьева в Краснодарском крае, из чего явственно следовало, что подготовка к единому дню голосования в сентябре стартовала. На заседание рабочей группы Госсовета, которое было посвящено, главным образом, разбору ситуации в тех регионах, главы которых начали отменять ограничения, С.Собянин якобы устроил разнос этим губернаторам за несоблюдение необходимых критериев, дал понять, что ускорять процесс выхода из карантина не следует. Считают, что «С.Собянину подыграл и В.Путин, который, с одной стороны, поддерживая постепенный запуск экономики, в то же время начал говорить в конце недели о возможности второй волны пандемии в октябре-ноябре». Однако, по результатам действий, С.Собянин повысил свой антирейтинг у населения.

[3] С 15 мая уже начали снимать ограничения по экономике, но при этом все ограничения по части митингов и общественных собраний могут, как говорят, держать до декабря 2020 года. Эпидемиологическая ситуация является главным «уточняющим» фактором, который влияет исключительно на близость даты голосования.

[4] Общий индекс опережающих показателей стран ОЭСР в апреле рухнул на рекордные 2,34 пункта относительно предыдущего месяца — до 95,8 пункта с пересмотренных мартовских 98 пунктов (предыдущая оценка 98,8 пункта). Индекс опережающих показателей в России в апреле снизился на 7,07 пункта и составил 91,3 пункта. Среди основных emerging markets это было самое значительное падение. Напомним, что индекс опережающих показателей нацелен на выявление потенциального изменения экономического тренда заблаговременно, примерно за 6-9 месяцев.

[5] Позиция КС выражена следующим образом: «С учетом того что изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона о поправке, включая ее статью 81 (часть 3.1), считаются одобренными, только если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании, предполагается, что предусмотренная ею возможность занимать должность Президента Российской Федерации больше двух сроков подряд возникнет только в случае, если получит поддержку в результате волеизъявления народа Российской Федерации. Это придает дополнительную конституционную легитимность соответствующему решению».

[6] Служба ЗГТ (защита государственной тайны) постоянно смотрит соцсети военнослужащих, контролируя ситуацию.

[7] Базой для развития этого направления служит Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий, головной научной организацией которой является Курчатовский институт, а спонсором – «Роснефть». На этом поле значимыми игроками являются Ковальчуки (Михаил Ковальчук), Сергей Кириенко (Росатом) и Игорь Сечин. Реализация программы тесно завязана на Марию Воронцову, что лишний раз подчеркивает особый статус генетики в глазах президента. В рамках реализации ФНТП развития генетических технологий в сопряжении с нацпроектом «Наука» уже созданы три геномных центра мирового уровня. Первый – с акцентом на биобезопасность на базе Роспотребнадзора и в частности – «Вектора». Второй – по генетическим биопромышленным технологиям в АПК под эгидой Курчатовского института. По данному направлению также идет сопряжение с научно-образовательным центром мирового уровня Белгородской области. Третий – по медицинским аспектам на базе ФМБА, Сеченовского университета и профильных научных институтов РАН. Курчатовский институт и Михаил Ковальчук замыкают на себе все три из существующих сейчас ФНТП: в программе по развитию генетических технологий Курчатник выступает головной научной организацией, как и в ФНТП развития синхротронных и нейтронных исследований (программа megascience), при этом идет прямое сопряжение с федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства по части генетических и геномных исследований и технологий.

[8] Уже понятно, что в России будет создано три геномных центра «мирового уровня» в рамках нацпроекта «Наука», главным технологическим партнером программы стала «Роснефть».

[9] Создание единого информационного регистра, как считают, возьмёт пока несуществующая структура Г.Грефа, условный «ГосТех» в виде госкорпорации на базе «Сбербанка», «Ростелекома» и ГНИВЦ ФНС с использованием технологий иностранных кампаний  «Atlassian», «Oracle», «Splunk» и других.

[10] Так, в отличие от Москвы, где мэрия разрешила работу промышленным предприятиям и строительным компаниям, в Чечне власти сделали упор на первоочередность работы малых предприятий в сфере услуг. Регионы начали принимать и различные оригинальные ограничительные меры. Руководство регионов обычно негативно относится к федеральной новостной повестке, считая ее чрезмерно алармистской, а в регионах заметно выросли антимосковские настроения, связанные, во-первых, с тем, что Москва стала центром эпидемии, а москвичам досталась роль ее распространителей. Во-вторых, из-за того, что именно из Москвы идут сигналы, вынуждающие региональных руководителей ужесточать режим «самоизоляции».

[11] Наш интерес вызвала следующая информация: 6 мая шаман Александр Габышев, оперативно помещённый в психиатрическую лечебницу, сделал предсказание о будущем России, согласно которому через 2 месяца «поменяется метафизическое положение вещей и Россия освободится». Напомним, что его прошлому заключению сопутствовала череда самоубийств среди офицерского состава МВД и Росгвардии. «Владимир Путин является положительной политической фигурой», – считает маг ведической традиции Раокриом (Игорь Мехеда) и «строит себе дом в Горном Алтае». Известно, что В.Путин бывает в горах Алтая несколько раз в год. Во время поездок журналистов в Алтайский край и Республику Алтай говорят, что В.Путин с крайним уважением относится к здешним шаманами регулярно с ними встречается. За В.Путиным замечено также пристрастие надевать на животных датчики и ошейники. Первым подобным стал его лабрадор, потом – тигрица и белуга. Не так давно Путин надел ошейник еще и на медведя. Например, ошейник на тигрицу В.Путин надевал на Дальнем Востоке, в местах, где тигр считается хозяином тайги и является тотемом многих племен. Ошейники на белугу он надевал на Каспии, где она олицетворяет собой властелина этого моря, как самая крупная рыба водоема. Можно предположить, что Путин «охомутал» Медведя, Тигрицу и Белугу далеко не случайно, а по совету опытных шаманов.

[12] По данным международного рейтингового агентства S&P, дефициты бюджетов российских регионов из-за пандемии коронавируса окажутся максимальными за последние двадцать лет. Эксперты S&P прогнозируют, что вследствие резкого снижения доходов дефицит бюджетов регионов окажется самым большим в XXI веке — в диапазоне от 6% до 9% их совокупных доходов. Между тем, по расчетам экспертов, дополнительные трансферты из федерального бюджета и реструктуризация кредитов обеспечат лишь 20% совокупных потребностей регионов в финансировании в 2020 году, или менее половины возросших потребностей.

[13] Согласно закрытой социологии ситуация с протестным потенциалом «более негативная — это связано с общим хаосом в системе управления, где ключевым лицам действия приходится согласовывать по запутанным схемам. При таких условиях актуальным остаётся вопрос с проведением плебисцита: технически его отмена снизит административную нагрузку с регионов, но голосование мобилизует сторонников власти, а также легитимизирует коллективное руководство и продление полномочий Путина, который лично не хочет идти на третий срок».

[14] Электоральный цикл и ЕДГ-2020, вероятнее всего, придутся на самые сложные стадии кризисной социальной рефлексии: «разочарование» и «обида на власть». Это чревато низкой явкой, слабой поддержкой ЕР на выборах.

[15] По версии ТГ-канала, связанного с УВП, «недавно Путин провел беседу с Собяниным, в ходе которой спрашивал, готов ли мэр взять управление кабинетом министром на себя и кого бы он посоветовал на это место помимо собственной персоны. Аналогичная встреча состоялась и с действующим и.о. премьера Белоусовым. На замене Мишустина настаивают Патрушев, Бортников и Сечин».

Поделиться статьей:


Оставить комментарий