Главное меню

В Правительстве РФ стрессовая ситуация, но она стабильна

Обстановка в правительстве РФ характеризуется как стрессовая, но может считаться условно-стабильной, несмотря на очевидный форс-мажор. С одной стороны, кабмин М.Мишустина регулярно разрабатывает меры и выпускает пресс-релизы о задачах, которые ставятся перед основными акторами. С другой стороны, пока меры носят характер ликвидации последствий и непосредственной реакции на происходящее: комплекс действий, который должен будет смягчить последствия мощного удара по национальной экономике из-за самоизоляции и неизбежного падения потребительского спроса, пока не выработан – премьер поручил его разработать только 5 апреля.

Параллельно дополнительное влияние, как считают, приобретает Михаил Ковальчук, как куратор Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий[1].

Одновременно растёт и негатив в его отношении. Отметили, что «усиливается и Сергей Собянин – происходит это через «тюменский вектор»[2]; помимо этого, пока московская модель борьбы с «коронавирусом» считается условно успешной[3].

После обращения В.Путина к народу о продлении нерабочих дней до 30 апреля стало совершенно ясно, что ответственность и риски окончательно перекладываются на правительство М.Мишустина и региональные власти (прежде всего, С.Собянина), а цыплят по осени пересчитают. Впрочем, ключевой посчитали фразу о, возможно, более ранней отмене «особого режима». В.Путин, как говорят, слишком явно «дистанцируется от мер по ограничению свободы, которые, похоже, приведут страну к резкой рецессии, региональные губернаторы и местные чиновники оказались в вакууме лидерства». При этом и сам М.Мишустин неохотно вводит жесткие меры, а «форс-мажорный» тандем ответственных лиц в правительстве в связи эпидемией составили Т.Голикова и Д.Мантуров. Премьер же, как считают, «находится в тени этих двух кризис-менеджеров, хотя и постоянно проводит совещания профильного координационного штаба, что обеспечивает ему присутствие в СМИ». На этом фоне также «интересно практическое отсутствие в инфополе главы МЧС и главы Минздрава».

Ситуация вокруг председателя правительства РФ Михаила Мишустина оставалась стабильной. Более того, усиливались тренды к росту личного влияния премьера. Гос.Дума поспешила наделить кабмин правом вводить режим чрезвычайной ситуации вместе с сопутствующими законами о наказаниях и контроле. Также активно вводились ограничительно-цензурные меры по «антивирусной линии»: о фейкньюз и нарушении карантина.

В результате произошло усиление кабмина в целом как «новой экстренной ветви власти с особыми полномочиями», что происходило параллельно с попыткой активации полпредств. Мы уже отмечали, что УВП одно время усиленно переводили В.Путина в «пассивный режим», выводя на первый план М.Мишустина, С.Собянина и даже Д.Медведева.

Однако источники обратили внимание, что как раз полпреды президента в федеральных округах, а не С.Собянин или М.Мишустин, «публично аттестованы Путиным как проводники принимаемых им решений по борьбе с эпидемией».

Выбранный формат общения президента РФ с полпредами, как говорят, нужен был для того, чтобы подчеркнуть особую позицию президента на вершине иерархии борьбы с пандемией: дескать, В.Путину нельзя было довольствоваться ролью ответственного за все.

Отметили, что для М.Мишустина «вирус – это не столько проблема распространения (тут пусть у регионов голова болит), сколько проблема экономики, бюджета, промышленности, занятости и прочее». Так что сейчас, как подчёркивают те, кто стравливает регионалов и исполнительную вертикаль, «все, что делает Собянин – бьет по Мишустину». Резкие заявления М.Мишустина в адрес региональных глав недоброжелатели С.Собянина также пытались интерпретировать против него, дескать, «Мишустин отбирает у Собянина Москву».

В конце концов, вбросили тезис и том, что «Мэр Москвы Собянин не справился с работой главы рабочей группы Госсовета; решения были не гибкие, эмоциональные. Не учитывались региональные особенности, реальная эпидемиологическая ситуация; тотальный характер обязательных решений привел к хаотизации и ошибкам». В результате в мэрии поменяли тактику, «уходя от обсуждения тактики полицейского контроля (вопрос сдвинули по времени) и сосредотачиваясь на административных мерах», и указали на то, что якобы «медийное сопровождение Мишустина провалено. Левин не в состоянии предложить премьеру адекватных (ни по форме, ни по сути) форматов реагирования на ситуацию». Говорили даже о растущем раздражении и недовольстве М.Мишустина Л.Левиным, которое пока «сдерживается факторами их давнего знакомства, попытками перевести стрелки на отдельные министерства и монополией на предоставление информации (сводки для М.Мишустина готовят люди Л.Левина), но долго так продолжаться не сможет».

Скорее всего, речь идёт о попытках внести дисбаланс в работу команды М.Мишустина извне. Ситуацию с Л.Левиным наши источники считают надуманной (отношения с премьером – стабильны).   Ситуация в команде М.Мишустина, в общем, рабочая, несмотря на, так сказать, «полуоткрытые» конфликты по линии оперативных штабов[4]. Неудивительно, пока кабмин работает «на будущее», не демонстрируя результатов здесь и сейчас.

Так, Правительству М.Мишустина «поручено полностью заняться экономическим кризисом, который уже признан угрозой куда более сильной, чем коронавирус». Тревожной информацией можно считать слив данных о том, что государство намерено распродавать ценности из Госфонда, чтобы пополнить бюджет[5].

В 2020 году будет увеличена сумма реализации драгоценных металлов и камней. До поправок бюджет в 2020 году предполагает реализацию драгметаллов и камней из Госфонда на сумму до 6,5 млрд, закупки — до 10,5 млрд руб.

Критике начала подвергаться и кадровая политика в кабмине. Так, на место уволенной из министерства науки и высшего образования, как считают, «опытной и профессиональной» Марии Боровской, придет «мисс Тюменский государственный университет-2013» Елена Дружинина, которая станет замом, курирующим многомиллионные бюджеты отрасли в сфере пиара. Если учесть, что ранее другим замом министра стал муж певицы Дианы Гурцкой шоу-бизнесмен Петр Кучеренко, то ситуация становится комической.

Тем не менее, считают, что М.Мишустин постепенно «аппаратно укрепляет и расширяет влияние через лояльные кадры в правительстве и АП». Так, премьер уволил четырех директоров департаментов: А.Сороко (кадровик), Е.Калугину-Сороковую (регуляторная политика), Д.Некрасова (проектник) и П.Скороспелова (культура). Говорят, что именно отставка главы Департамента кадров и госслужбы правительства Андрея Сороко ослабляет солидные группы, утратившие важный актив «договорных» назначений.

Правительственная комиссия во главе с М.Мишустиным, тем временем, опубликовала список из 646 «системообразующих предприятий», которым государство в случае необходимости поможет избежать банкротства[6]. Однако, как мы уже отметили, неизбежный в условиях «самоизоляции» «удар по бизнесу и резкое проседание планки социального благополучия формируют недовольство и скрытый протест».

Первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов вместе с братом Дмитрием — руководителем направления анализа и прогнозирования ЦМАКП, как утверждают, «берут спасение экономики на семейный подряд: даже если государство активно вмешается в кризис, то падение ВВП составит 3%, а восстановление едва закончится к 2024 году, то есть к президентским выборам».

Заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова пока «набирает очки». Контроль за предотвращением эпидемии коронавируса все больше уходит «под» Т.Голикову, как мы уже упомянули, которая, впрочем, иногда совершает ошибки (например, запрет на возвращение граждан России в страну, затем объявленный временным, а потом и вообще отменённый – была введена практика «порегионального» возвращения, чтобы избежать «просыпания» граждан между регионами). Инициатором запрета на международные рейсы по вывозу из-за границы российских граждан называют также и глава Роспотребнадзора Анну Попову. На последнюю позже могут и «повесить» этот «косяк». Теперь попытаются «стравить» естественных конкурентов – действительно, Т.Голикова де-факто становится главным публичным оппонентом С.Собянина: «В поисках причин голиковской контратаки можно вспомнить прошлогодние попытки назначить Ракову главой Минздрава, которые провалились не в последнюю очередь, благодаря «содействию» курирующего вице-премьера».

Впрочем, есть и другая сторона медали: теоретически Т.Голикова может пасть жертвой менее чем 50-процентной готовности регионов к эпидемии или даже пандемии[7].

Но пока у М.Мурашко, минздрава – праздник: нацпроект «Здравоохранение» – в лидерах по кассовому исполнению: за I квартал из федерального бюджета выделили 40,5% от годового плана расходов по этому нацпроекту. На фоне среднего значения кассового исполнения в 15,7% по всем нацпроектам.

Заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко перенесла обсуждение проблем утилизационных сборов на IV квартал[8]. Против отказа от самостоятельной утилизации и возложения всех расходов на компании выступала как раз вице-премьер, и это было озвучено еще до обострения ситуации с коронавирусом.

Минпромторг Д.Мантурова также считает, что не должно быть «никаких административных решений, увеличивающих нагрузку на бизнес, включая экологические и утилизационные сборы для операторов потребрынка».

Заместитель председателя правительства РФ Юрий Трутнев предложил 30 крупным инвесторам Дальнего Востока помочь регионам округа в борьбе с коронавирусом и создать фонд.  На закупку дополнительных средств защиты и медоборудования уже выделили 250 млн рублей, целевой объем программы — 1 млрд.

Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин, как говорят,был крайне раздражён вынужденной остановкой строительства в Крыму. За исполнение этой части нацпроектов он отвечает перед президентом РФ лично. Конфликтная линия между вице-премьером и С.Аксёновым начинает проявляться в полной мере. М.Хуснуллин уже заявил, что вопрос об остановке строек, на которых занято 1-2 млн приезжих рабочих, не стоИт: ранее он докладывал о благополучной реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Тем не менее, часть строек в Москве была остановлена волевым решением мэра на короткий период, что усложнит его отношения со строительным лобби.

Началась жёсткая информатака наМ.Хуснуллина по линии крупных татарских девелоперских компаний, которые, дескать, в своё время «освоили» Москву. Помимо этого, вменяют то, что «вице-премьер уже активно пытается влиять на руководителей регионов, рассылая им указания и рекомендации».

Министр финансов Антон Силуанов открыто признал необходимость «более эффективно распоряжаться ресурсами государства», давая понять, что власть будет реализовывать концепцию «затянутых поясов». Подобного рода заявления для него симптоматичны, но могут быть и преддверием отставки.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров способствовал начислению в госпрограмму «Развитие авиационной промышленности» (до 2025 года) еще 170 млрд руб.[9]. Однако одна из ключевых проблем в отрасли — огромные старые долги. Ещё осенью 2019 года «Ростех» подготовил три варианта развития Объединенной авиастроительной корпорации, в основе которых — получение из бюджета 350 млрд на их покрытие (общая задолженность тогда превышала полтриллиона рублей). Вице-премьер Ю.Борисов, правда, сообщил, что долги ВПК на 750 млрд будут списаны и реструктурированы, и ОАК здесь один из основных должников.

Д.Мантуров отметился ещё и инициативным письмом премьеру, в котором выступил защитником отраслей и сформулировал ряд мер, которые кабмин мог бы реализовать для нейтрализации последствий самоизоляции.

Пиарщики министра вообще были активны в последний период[10]. Отдельно отмечалось, как слаженно работает министерство в сложный период. Например, что заместитель Д.Мантурова Сергей Цыб возглавляет антикризисный штаб министерства, контролируя вопрос с производством аппаратов ИВЛ (уже в апреле в России будет произведено около 500 аппаратов) и производство СИЗ. Отмечен и замминистра Виктор Евтухов, который, являясь по совместительству заместителем руководителя антикризисного штаба, «осуществляет тонкие настройки по отраслям».

В позитивном ключе отмечали работу и других двух замов — Василия Осьмакова и Олега Рязанцева. Скандал в аэропорту вокруг Д.Овсянникова, перешедшего не так давно с позиции главы Севастополя на позицию замминистра к Д.Мантурову, но ещё не бросившего «замашек большого начальника» (Д.Овсянников пытался миновать пункты контроля без его прохождения и начал громко материться на сотрудников, был задержан полицией, на него составили протокол), конечно, будет использован против самого замминистра. Считают, что Д.Мантуров «не был в восторге» от этого назначения, так как «предвидел сложности». В результате Д.Овсянникова исключили из «Единой России» и на повестке — его увольнение. Говорят, что «покровители Овсянникова («Ростех» — АМ) отозвали свою «крышу»» (будет ходить на допросы в качестве свидетеля). Пример Михаила Игнатьева, бывшего чувашского губернатора, ничему не научил, а А.Турчак ситуацией воспользовался, памятуя сложности ЕР в Севастополе.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев пытался выполнить поручение премьера по созданию системы слежения за контактами заражённых. Перед ним также была поставлена более масштабная задача посозданию ряда систем слежения. Минкомсвязь уже подготовила план создания сетей 5G в России, по которой «МегаФон», «Ростелеком», МТС и «Билайн» разделят между собой регионы страны[11]. Первоначально в каждом из регионов 5G будет развивать одна компания, пока всем не выделят достаточно частот для строительства собственных сетей. Министерство также утвердило перечень из 391 социально значимого сайта и онлайн-сервиса, доступ к которым не будет тарифицироваться по всей России до 1 июля у абонентов домашнего интернета «Ростелекома», «ЭР-Телекома», МТС, «МегаФона» и «Вымпелкома».

Глава Минэкономразвития Максим Решетников указал «на чрезвычайную дороговизну мер поддержки бизнеса и призвал предпринимателей «не впадать в психоз», давая понять, что бизнесу предстоит самостоятельно выходить из сложной ситуации». При этом источники констатируют сильный дисбаланс в МЭР М.Решетникова – главы департаментов даже ещё «даже не перезнакомились».

Глава РЖД Олег Белозёров пошёл на нетипичный шаг, отказавшись от премии «в связи с нарастанием негативных макроэкономических изменений и усугублением эпидемиологической ситуации» (вместе с руководством компании), рекомендовав последовать этому руководителей всех своих структурных подразделений и дочерних предприятий. Выяснили, что в начале 2020 года через ряд юридических действий контроль над компанией и над учрежденной ею ООО «СШХ» получил О.Белозёров, через которую будет идти финансирование крупнейшей стройки – Северного широтного хода к богатейшим полярным углеводородным месторождениям. Сооружение полярной магистрали в части, касающейся РЖД, будет стоить не меньше 140 миллиардов рублей. Как отмечают, теперь О.Белозёров и его партнеры получают возможность регулировать обильные финансовые потоки.  

Указывают, что Росгвардия разрабатывает план по переводу военнослужащих на усиленный режим работы в связи с распространением коронавирусной инфекции.


[1] В ее рамках в режиме сопряжения с нацпроектом «Наука» уже сформированы три геномных центра мирового уровня. Именно на них сейчас ложится задача научного ответа на вызов коронавируса, особенно в рамках центра, в который входит новосибирский «Вектор». Успехи отечественных генетиков автоматически трансформируются в политический капитал. Основные его получатели – Михаил Ковальчук и Курчатовский институт, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, а также Роспотребнадзор и главный государственный санитарный врач Анна Попова.

[2] Профильный министр – Валерий Фальков – ранее возглавлял Тюменский государственный университет, на базе которого сформирован и эффективно развивается Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня (один из пяти первой пилотной волны).

[3] «Функционируют (в той или иной степени присутствия сотрудников на рабочих местах) федеральные, региональные и муниципальные органы, их службы и подведомственные структуры. Работает московский транспорт (Дептранс ежедневно выкладывает статистику транспортной ситуации в условиях карантина и самоизоляции). Работают корпорации и иные системно значимые компании. Строительство, по крайней мере, метро (вот уж что должно быть подвластно С.Собянину), идёт полным ходом. В конце концов, работают магазины, реализующие товары первой необходимости. Общий поток перемещающихся по городу людей исчисляется десятками тысяч».

[4] Резкий ответ Р.Кадырова М.Мишустину, когда последний заявил о недопустимости перекрытия административных границ между регионами.

[5] Заметили, что с начала года из России «начался активный вывоз золота. По данным ФТС, за январь-февраль 2020 года за границу самолётами вывезли его только официально 17 тонн – это в 7 раз больше, чем за такой же период 2019 года. Из этих 17 тонн в Лондон отправили 15,4 тонны. Причём крупнейшие продавцы – госбанки: ВТБ вывез 9 тонн золота, Сбер – 5,5 тонн». В бизнес-сообществе упомянули, что аналогичный процесс наблюдался перед крахом СССР.

[6] В этом списке, кроме крупных промышленных и научных предприятий, компаний, поддерживающих инфраструктурные объекты, находится немало фирм, чьё присутствие вызывает вопросы: «Макдоналдс», «Спортмастер», «Икея», в список также попали 69 компаний оптово-розничной торговли, включая ЦУМ, «Адидас», Fix Price, ООО «Концерт Групп», «Крокус Интернешнл» и «Бургер Кинг». Негативный резонанс вызвало включение Минфином ООО «Ф.О.Н.» – букмекерской конторы, благодаря которой оборот всех букмекеров и нелегальных казино в прошлом году вырос до ₽1,3 трлн. Сама компания оперативно «отъехала», попросив исключить себя из списков и пообещав выделить 30 млн руб. на борьбу с коронавирусом.

[7] По стандартам Минздрава, оснащенных реанимационных мест должно быть 35 тыс. на всю страну. На самом деле их только 12 тыс. Можно использовать еще отдельные аппараты ИВЛ. Их 40 тыс., а по стандартам Минздрава должно быть 53 тыс. В десятках регионов дефицит аппаратов как минимум двукратный. Лишь в некоторых регионах, например, Москве, Самарской, Пензенской, Амурской областях, ХМАО и Тыве, имеющихся аппаратов ИВЛ хватит на всех.

[8] По действующим правилам, производители и импортеры должны отправлять на переработку меньшую часть вышедших из употребления товаров (в среднем 15%) или платить экологический сбор. Поскольку самостоятельная утилизация в целом работает плохо (хотя есть немного успешных примеров), Минприроды предложило ее отменить, переведя всех на денежный расчет, а норматив утилизации поднять до 100%. По оценкам чиновников, такая схема должна была на порядок повысить сборы — до 136 млрд руб. в год. Однако с их собираемостью и сейчас серьезные проблемы, прогнозы бюджетных поступлений снизились вдвое (в 2021 г. – с 8 до 3,8 млрд руб.).

[9] Общий объем инвестиций составляет теперь 912 млрд руб. Основные проекты: МС-21, Ил-114, совместная с китайцами разработка широкофюзеляжного CR-929 и авиадвигатели. Увеличение расходов произойдет не сразу, а лишь с 2022 года — ежегодное финансирование вырастет на 43 млрд. Но для этого его еще предстоит протащить в следующем бюджете. В этом году предусмотрено небольшое снижение.

[10] Рассказывали, что Д.Мантуров чуть ли не лично «не допустил дефицита продовольственных товаров, когда граждане массово начали скупать макароны и гречку, оперативно организовал переоборудование предприятий для производства средств спецзащиты — сейчас в России производится почти 1,6 млн медицинских масок в сутки, дополнительно развернуто производство масок и халатов на десятках предприятий легпрома и учреждений ФСИН — и это уже порядка 2,5 млн масок в сутки. С Китаем подписан контракт на поставку дополнительных средств спецзащиты». Дескать, «именно Минпромторг подготовил оперативный и исчерпывающий пакет предложений, накануне проработанных замминистра В.Евтуховым с бизнесом и включающих, в том числе, налоговые послабления. Предложения во многом радикальные, но необходимые для спасения пострадавших отраслей российской экономики, малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей». А сам министр «представил стратегию развития промышленности», что было отмечено М.Мишустиным и В.Путиным на регулярных совещаниях.

[11] Интересно, что Санкт-Петербург может остаться вообще без 5G. Единственной альтернативой для развертывания сети диапазону частот 3,4–3,8 МГц может быть диапазон 4,4–4,99 МГц, который используется нашими партнёрами из НАТО для работы воздушной и морской пограничных служб Эстонии, Латвии, Литвы и Польши. Строительство станций 5G возможно лишь на удалении 300 км от сухопутной границы, а Санкт-Петербург находится всего в 134 км от российско-эстонской границы.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий