Главное меню

Северная Македония и Албания приблизились к вступлению в ЕС

Процесс европейской дезинтеграции неожиданно громко заявил о себе 23 июня 2016 года, когда в Великобритании прошёл референдум по Brexit, на котором большинство подданных выразили своё негативное отношение к членству страны в ЕС. При этом Великобритания была одним из старейших членов: она ещё в 1973 году вошла в Европейское экономическое сообщество — предшественника Евросоюза.

Одновременно можно наблюдать процесс европейской интеграции: Евросоюз 24 марта 2020 года сообщил оначале переговоров с Северной Македонией и Албанией об их вступлении в организацию.

Это удивительно, поскольку лидеры ЕС давно говорили о необходимости пересмотра политики евроинтеграциии. В этой связи в октябре 2019 года Франция, Нидерланды и Дания заблокировали начало переговоров с Албанией и Северной Македонией.

В 1957 году ЕС состоял лишь из шести стран, но 1973 году в интеграционную группу вступили Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 и 1986 годах — Греция, Испания и Португалия, в 1995 году — Австрия, Швеция, Финляндия.

С каждой новой волной расширения Евросоюз показывал стабильный рост, особенно осуществляя экспансию в Евразию в 1990-х годах. Постсоветское пространство попало в сферу влияния Европейского союза, что привело к его крупному расширению в 2004 и в 2007 годах. Экономики Болгарии, Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии стали работать на единое целое.

Это беспрецедентное расширение породило для Брюсселя и новые вызовы, связанные с тем, что страны-новички пытались получить масштабную финансовую помощь от ЕС в обмен на политические лозунги и бутафорские уступки.

Так, например, Франция и Германия не раз обвиняли Польшу и Венгрию в нежелании следовать европейским ценностям.

После принятия в состав ЕС Хорватии, которая также не спешила отказываться от самобытности, возникло решение подождать с очередным расширением.

Евробюрократия стала замечать, что евросоюзная модель демократии вовсе не всемогущая, и интеграция пробуксовывает.

По этой причине Северная Македония и Албания, а также Сербия, Черногория и Турция по-прежнему пребывают в статусе стран — кандидатов на вступление (хотя в Турции множество граждан уверено, что страна не вступит в ЕС никогда). Показательно, что в 2015 году от статуса кандидата на вступление отказалась Исландия.

Политика расширения Евросоюза упёрлась в то, что внедрение норм и стандартов ЕС — рыночной конкуренции, демократических институтов, соблюдения прав меньшинств и т. п. — тихо саботируется новыми членами.

Помимо этих политических просчётов евробюрократии, приведших к повороту к идеям национализма в Европе, к приоритету национальных интересов и государственного суверенитета, обнаружились и экономические проблемы ЕС.

Brexit и вовсе привёл к замедлению темпов экономического роста в еврозоне.

Евросоюз начал крайне осторожно подходить к включению новых государств в интеграционный процесс, опасаясь не справиться с нарастающим объемом разнообразных проблем.

 Гипотетическое вступление в ЕС Северной Македонии и Албании с большой вероятностью добавит миграционных проблем, что отзовётся ростом евроскептицизма и саботажа евробюрократических институтов.

Скорее всего, переговоры об их вступлении затянутся, пока не изменится общественное мнение в ЕС, которое сейчас против принятия новых членов.

Евросоюз в ближайшем будущем будет переживать финансовые трудности, связанные с Brexit, последствиями пандемии и торговой войной с США. В этой связи ЕС будет воздерживаться от нового расширения и, вероятно, сократит финансовую поддержку стран-кандидатов, которая в период 2014—2020 составила 12 млрд евро.

Расширение Евросоюза, вероятно, будет приостановлено до решения комплекса проблем, связанных с медленной интеграцией новых членов ЕС, с их нежеланием отказываться от суверенитета, национальных интересов своих стран, поддержки прав большинства в противовес правам меньшинств и т.п. Впрочем, евробюрократия будет искать альтернативные варианты полноценному вступлению в ЕС.

Провалы, проявившиеся в необеспеченности Евросоюза средствами борьбы с коронавирусом, заставят руководство ЕС отходить от идеи создания «Соединённых Штатов Европы» в пользу укрепления индивидуализма стран-членов ЕС, возрождения европейской промышленности и т. п. Поскольку Северная Македония и Албания не слишком могут помочь процессу, их вступление затянется.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий