Главное меню

Ситуация в правительстве РФ

Обстановка в правительстве РФ характеризуется, как утверждают, нарастающим «аппаратным противостоянием» М.Мишустина и С.Собянина – по линии борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Фактически, как считают, «стартовала обкатка московского мэра в роли председателя Госсовета и теневого премьер-министра». Утверждают, что С.Собянин «начал открыто играть на слив М.Мишустина».

Отмечено также, что «Мишустин был в январе призван как главный технолог процесса настройки социально-экономической политики. Но теперь миссия управления меняется на чрезвычайную, которую по логике следовало бы возлагать вообще на Совбез, куда подальше от правительственных практик ушёл Медведев».

Оппоненты премьера настаивают на том, что «пока Мишустин очень напоминает премьера Степашина. Он пытается договариваться со всеми, собирает мнения, но принимать личных решений не спешит. Очень символично, что правительство полностью отдало тему борьбы с коронавирусом на уровень Москвы и регионов». Такая ситуация, как уверены в экспертном сообществе, заставляет глав регионов в перспективе становиться лидерами, тем более «сам институт губернаторов имеет устойчиво высокий рейтинг доверия населения, равный президентскому». Так вот, указывают на то, что сам М.Мишустин «уже несколько раз продемонстрировал, что он доверяет регионам и видит именно там свою поддержку». В результате может начаться борьба регионалов за повышение своей субъектности – при поддержке премьера, если ему будет интересно увеличить свой политический вес.

Отмечают также, что у М.Мишустина «отсутствует опыт работы в кризисах», но «премьера брали под задачу реализации нацпроектов и расчистки заторов. Мишустин отличный контролер. Он умеет работать в схеме, оптимизировать ее. И при управленческой жесткости, он умеет договориться со всеми». При этом у М.Мишустина как премьера достаточно низкий антирейтинг, но «его советники должны понимать, что ситуация может измениться». В этой связи на данном этапе фиксируется сильная интенсивность атак на премьера лично, связанная с перспективами его возможного политического усиления.

Пока известно, что М.Мишустин будет заниматься больше «цифровизацией» и МФЦ, лишь контролируя процесс борьбы с пандемией, а коронавирусом будет заниматься всё-таки С.Собянин, поэтому в Рабочую группу Госсовета вошли подчиненные премьера — Андрей Белоусов, Татьяна Голикова и Дмитрий Чернышенко.

Считают, что на данном этапе даже проявилось своеобразное «аппаратное поражение Мишустина, как и аппаратная победа команды Собянина. При всех ошибках, он все же первый создал штаб в столице и начал принимать меры на опережение. Команда Мишустина оказалась не готовой ни к роли спасителя нации, ни к действиям в чрезвычайных условиях, продолжая играть в цифровизацию и делёжку полномочий».

В УВП стали отыгрывать ситуацию в свою пользу: «Назначение Собянина главой рабочей группы по коронавирусу может лишь усложнить оперативное решение проблемы. Фактически сегодня уже имеется три центра: Совбез во главе с Медведевым; координационный совет Правительства во главе с Мишустиным и рабочая группа Госсовета во главе с Собяниным. Эксперты уже расценили инициативу с назначением Собянина как перехват рычагов управления у правительства». Тем временем «Рабочая группа Госсовета будет находиться под контролем АП и лично Кириенко, что сбалансирует межэлитный расклад сил».

В этой связи наши источники усмотрели новую конфликтную линию между С.Собяниным и С.Кириенко. Утверждают, что президент уже потребовал от М.Мишустина дополнительных активных мер по противодействию коронавирусу и разворачивающемуся кризису. Наличие на совещании после «Коммунарки» А.Вайно, С.Кириенко и Д.Калимулина говорит о том, что в ближайшее время можно ждать президентских мер реагирования на кризис.

Считают, что в аппаратной борьбе Рабочей группы Госсовета по противодействию распространению коронавируса (С.Собянина) и Координационного совета (КС) при правительстве по борьбе с распространением коронавируса (М.Мишустина) решающую роль играет Татьяна Голикова, глава Оперативного штаба при правительстве по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, входящая в обе структуры[1].

КС, в который входят не подчиняющиеся в реальности М.Мишустину силовики, не является работоспособным органом для выработки стратегических решений по борьбе с эпидемией. С.Собянин же обеспечен собственным административным Оперативным штабом под руководством Анастасии Раковой и возможностью самостоятельно распоряжаться московским бюджетом и здравоохранением.

Тем временем в структуре правительства фигурирует «информационный штаб» Д.Чернышенко, подчинённый непосредственно М.Мишустину (по аналогии с Оперативным штабом А.Раковой). Основной упор делается на работе с регионами, которые пока слабо реагируют на реальные вызовы. Считают, что «блок Мишустин-Кудрин победил, и Президент не стал придерживаться мобилизационного режима экономики, на котором настаивал Собянин при поддержке Белоусова». Однако Правительство и Минтруда до сих пор не подготовили разъяснения в отношении «путинской недели» — что реально будет с оплатой труда, какие категории подпадают под льготы, а какие будут трудиться без компенсаций. Это,правда, создаёт риски «под президентом», а не «под правительством». При этом утверждают, что «от необходимости самоличного объявления Президентом о введении режима ЧС его отговорили (Вайно, Кириенко, старая питерская элита). Было оперативно принято решение дополнительно наделить и правительство правом объявления режима повышенной готовности или ЧС на всей территории России или ее части (пока по закону это может делать только Президент). Соответствующий законопроект из правительства уже поступил в Государственную Думу».

Сейчас и в дальнейшем М.Мишустин будет принимать имиджевый удар на себя. Вопрос прохождения законопроекта в Гос.Думе курирует МЭР, отметим. При этом считают, что «основная часть предложений президента основана на рекомендациях правительства РФ, а не мэрии Москвы».

Отмечают в этой связи, что у С.Собянина есть отношения с АП, точнее с Государственным центром по информированию граждан о ситуации с коронавирусом, который возглавил Алексей Гореславский, «недавно главный по интернету в АП». Утверждают, что С.Собянина всё-таки «подставляют» под В.Путина, чтобы «обострить игру». Поэтому для С.Собянина сейчас спасение — в частом личном общении с В.Путиным. Если такого общения не будет, «игра в С.Собянина-премьера/преемника закончится ещё до майских праздников».

Ситуация вокруг председателя правительства РФ Михаила Мишустина также остаётся напряжённой[2]. Информатака на премьера, к примеру, произошла из-за затягивания борьбы с коронавирусом, УВП акцентировало то, что «Координационный совет Михаила Мишустина обладает приоритетом над рабочей группой Сергея Собянина в Госсовете». Говорят, в этой связи, что С.Кириенко решил поддержать премьера в пику московскому мэру. Непрямую поддержку премьеру оказала и Гос.Дума по инициативе В.Володина, предоставив кабмину «больше гибкости в управлении финансовыми ресурсами», что позволило не вносить изменения в бюджет на 2020 год. Тем не менее источники «вхождение Володина в «короновирусную повестку» видят крайне неудачным».  
Ситуация в команде М.Мишустина на фоне борьбы с коронавирусом остаётся пока стабильной. По итогам 2019 года одним из ключевых провалов реализации «майского указа — 2018» называли проблемы с доведением бюджетных средств до получателей, в результате чего неизрасходованной оказалась астрономическая сумма в 1,1 трлн рублей. На первый взгляд результат за два «мишустинских» месяца не так уж плох: «до исполнителей доведено 13% из почти 2 трлн рублей, выделенных на национальные приоритеты. Но львиная доля от суммы исполнения — это заслуга федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями: 120 млрд рублей, выделенных на лечение больных по протоколам ушли в региональные ФОМСы и медицинские учреждения. По другим нацпроектам ситуация грустная: исполнение «Жилья и городской среды» — 0,6%, «Цифровой экономики» — менее 3% (по отдельным мероприятиям — нулевые показатели), «Образование» — чуть более 3,2%, «Поддержка малого и среднего предпринимательства» — 4%. Даже «Комплексный план развития инфраструктуры…» хромает — из 337 млрд рублей, выделенных на него в 2020 году, из федерального бюджета ушло 13 млрд (да и то по контрактам, заключенным в прошлом году)».

Утверждают, что Указ о введении в стране режима ЧС в связи с распространением коронавирусной инфекции уже подписан Президентом РФ с открытой датой: «В настоящее время оцениваются риски и потенциальный ущерб введения ЧС, в том числе в связи с предстоящим голосованием по резонансным поправкам в Конституцию».

В регионы же «спустили методички по внедрению режима повышенной готовности и проведению агитации за поправки в условиях пандемии» (которой пока нет), а вот представители политического и бизнес истеблишмента и их семьи «массово разъезжаются по загородным резиденциям». А в аппарате Правительства «рассказали о серьезной дискуссии в отношении введения полного карантина в городах-миллионниках». М.Мишустин уже попросил крупные корпорации «включить все свои ресурсы» для борьбы с распространением коронавируса и принять меры для бесперебойной работы предприятий.

Правительство формирует перечень системообразующих предприятий, которым может быть оказана поддержка, как это было в предыдущие кризисы. Однако прогнозируются проблемы с просроченными потребительскими и ипотечными кредитами. На фоне этого М.Мишустин принял постановление о временном снятии ограничений на импорт таможенных товаров первой необходимости. К перечню таких товаров относятся не только средства гигиены и лекарства, нехватка которых и не скрывается, но и продовольствие.

Координация работы Минфина, ФНС, Казначейства, ФТС, Росалкогольрегулирования и Пробирной палаты теперь закреплена за вице-премьером — руководителем аппарата Правительства РФ «человеком Мишустина» Дмитрием Григоренко. Он, как понятно, сильно «подвинул» А.Силуанова, продолжающего терять фактические полномочия. Заместителю председателя правительства РФ Татьяне Голиковой «нарезали» дополнительно координацию деятельности Роструда, о котором, похоже, забыли, распределяя обязанности в январе (глава службы Михаил Иванков, хоть и выходец из «Ростеха», но активизировать работу придётся). Кстати, председатель ФОМС Наталья Стадченко перешла на пост замглавы ФМБА, оставшись в команде В.Скворцовой. В епархии заместителя председателя правительства РФ Виктории Абрамченко «весело».

Так, Владимир Логинов, будучи заместителем руководителя Минприроды, провалил реформу ТКО, и при поддержке А.Гордеева готовится «всплыть» в новом созыве Гос.Думы. Расширились полномочия заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина, который начал координировать деятельность Росимущества, пока оставшегося в формальном ведении Минфина. Отмечают, что у главы Росимущества Вадима Яковенко — «совершенно «свой» (можно сказать, даже дружеский) формат общения с председателем Правительства. Поэтому по ключевым вопросам он регулярно советуется с Михаилом Мишустиным, получая ценные указания напрямую».

У министра финансов РФ Антона Силуанова кадровыепотери.Выходец из Минфина Елена Чернякова была назначена М.Мишустиным председателем Федерального фонда обязательного медицинского страхования (общая линия назначения — необходимость «оцифровки процессов»). Источники продолжают констатировать ослабление команды А.Силуанова, который вместе с А.Белоусовым поставил на благополучное прохождение Россией нынешнего финансового кризиса. Одновременно А.Силуанов публично не согласился с мнением А.Кудрина о возможном снижении российской экономики в 2020 году: в этом году из ФНБ заберут 600 млрд руб., что источники назвали попыткой удержаться на своём посту, перепозиционировав себя из «сислибов» в ситуативных сторонников «силовиков».

Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин проходит период испытаний на прочность. В Ассоциации производителей «под сурдинку эпидемии» и с подачи Минэкономразвития хотят полностью отменить реформу Расширенной ответственности производителей и экспортеров (РОП) и убедить в её несвоевременности В.Путина. Отмена ужесточения РОП за утилизацию создаваемых ими отходов – первый крупный отказ от исполнения целей и задач национальных проектов (в данном случае нацпроекта «Экология»). Персонально в Минприроды за РОП отвечает заместитель министра Константин Румянцев[3], которого, видимо, и сделают главным «стрелочником». Министра промышленности и торговли Дениса Мантурова сегодня называют «слабым звеном» в кабмине из-за конфликта М.Мишустина с С.Чемезовым. При этом министр делает имиджевые ошибки, в частности, он допустил, что «удешевление рубля повысит конкурентоспособность России на внешних рынках», то есть, по сути, «подбросил дров в костёр» подозрений, что ЦБ умышленно ничего не сделал для стабилизации курса рубля.

Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максута Шадаева в ближайшее время могут потревожить ситуацией из времён, когда он работал в минсвязи правительства Московской области. Как говорят, его бывшая заместитель — Наталья Кондакова, которая, как утверждали, чуть ли не «собирала дань с директоров областных МФЦ», имела неосторожность хранить видеозаписи ряда неофициальных сделок с шефом (для страховки сделала) на домашнем компьютере. Так что, после нескольких оперативных мероприятий, эти записи оказались и еще у ряда лиц.

Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев поручил органам управления АПК в российских регионах на постоянной основе анализировать объемы продовольствия и цены в торговых сетях, а также обеспечить запасы основных категорий продовольствия не менее чем на 2 месяца. Д.Патрушев, как и А.Силуанов и другие социально ответственные министры, сегодня находятся в «группе риска», так как их карьера прямо зависит от складывания международной ситуации вокруг пандемии коронавируса. Это же касается Минэкономразвития Максима Решетникова, на которого стали постепенно перекладываться имиджевые обременения М.Орешкина. В министерстве уже шутят, что как только сотрудники и население страны выучат ФИО нового минэкономразвития, в его адрес будет звучать серьёзная критика.

Глава ФАС Игорь Артемьев перешёл в фазу активности: службе поручена борьба с необоснованным повышением цен в условиях ЧС.Однако есть и имиджевые потери: согласно последней версии законопроекта «О госрегулировании цен (тарифов)», согласованной МЭР и ФАС, все основные функции по ценообразованию, методикам расчетов, порядка согласований и прочее передаются в ведение правительства РФ, то есть М.Мишустина. Считают, что ФАС «так и не смогла превратиться в эффективный орган регулирования. При передаче дел от ФСТ был разогнан весь прежний штатный состав службы».   Сейчас, согласно плану М.Мишустина, «правительство РФ должно передать больший объем прав и полномочий санитарным органам и МЧС. Нельзя исключать, что особые полномочия получит Росгвардия и армия».  Тем не менее, у правительства остается сильный актив в виде управления бюджетом и фондами, а «элиты почувствовали возможность скорректировать модель и даже переформатировать расклад сил». Считают, что «первым под удар попадет премьер Мишустин. Затем последуют другие».

[1] В штабах по борьбе с коронавирусом, помимо публичных, есть «теневая фигура»: глава УВП Андрей Ярин состоит сразу и в КС М.Мишустина, и в Рабочей группе С.Собянина в Госсовете. Его задача – формировать правильную систему отчётности. Когда А.Вайно пойдёт выполнять просьбу С.Собянина о выяснении цифр по заболевшим, порученцем по корректному подсчету и сведению данных будет именно А.Ярин.

[2] Выяснили тут, что в Германии расследование в отношении мишустинского зятя А.Удодова ведётся аж с 2013 года. Прокуратура города Кобленц подозревает немецкую компанию А.Удодова VC Cargo в отмывании средств, полученных в результате налогового мошенничества в России: речь идёт о ₣80 млн (более ₽2,9 млрд по курсу 2013 года). Швейцарская полиция установила, что в 2007-2009 годах на счета А.Удодова поступило $330 млн неустановленного происхождения (более ₽26 млрд по текущему курсу). Но дело было закрыто в 2014 году потому, что Россия не опровергла, а просто отказалась предоставлять информацию о предполагаем налоговом мошенничестве.

[3] Он лично готовил обоснование отмены для премьера М.Мишустина: сослался на пандемию и оценку вероятности негативных социально-экономических последствий (хотя такую оценку полномочно давать Минэкономразвития, но не Минприроды). К.Румянцев занял должность замминистра четыре месяца назад – после скандальной отставки Владимира Логинова, на которого списали все неудачи первого года мусорной реформы. До этого 37-летний чиновник был референтом в аппарате вице-премьеров Хлопонина и Гордеева, где отвечал за документооборот с Минприроды. Главным достоинством К.Румянцева считалась его осведомленность в делах министерства, которая должна была обеспечить безболезненный перехват и управление мусорной реформой в дальнейшем. Теперь стало понятно: отложив ужесточение РОП на два года, он исполнил волю крупного бизнеса, который не желает платить утилизационный сбор государству (но готов поделиться небольшой его частью с замминистра К.Румянцевым). Среди прочих заработков нового куратора мусорной реформы, как считают – лоббирование интересов корпораций «Ростех» и «Росатом». Так, утверждают, что для первой он продвигает режим преференций по мусоросжигательным заводам (уже готов проект постановления правительства о компенсации ВЭБу недополученных доходов по кредитам, выдаваемым на строительство МСЗ). А атомщикам К.Румянцев помогает получить господряд на ликвидацию экологического ушерба в Усолье-Сибирском (со стороны чиновника коммерческие вопросы с «РосРАО» решают его давние партнеры – Максим Гранников и Андрей Комендант).

Поделиться статьей:


Оставить комментарий