Главное меню

Израиль налаживает контакты с дружественным России Суданом

3 февраля — премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил однодневный визит в Уганду и встретился с президентом страны Йовери Мусевени.

Секретная встреча с лидером Судана в Уганде не повредит российско-суданским связям, но поможет Израилю обезопасить себя от террористической угрозы

СМИ очень мало сообщали о целях визита главы правительства Израиля в Уганду, однако всё разъяснилось, когда стало известно, что Биньямин Нетаньяху на территории этой страны на самом деле провёл встречу с главой Переходного суверенного совета Судана Абдель Фаттахом аль-Бурханом.

Уганда не являлась основной целью этого мало освещавшегося визита.

Суверенный совет Судана — новый орган власти, созданный после военного переворота 11 апреля 2019 года, одним из лидеров которого был генерал-лейтенанта Абдель Фаттах аль-Бурхан.

Прежний президент Омар аль-Башир, пришедший к власти также в результате переворота в 1989 году, был арестован и в настоящее время осуждён судом города Хартум на два года тюрьмы за незаконное хранение иностранной валюты, получение денег из-за границы и отмывание незаконных доходов.

Следует отметить, что хунта обошлась с Омаром аль-Баширом довольно мягко, поскольку за почти 30 лет пребывания у власти он растерял кредит доверия граждан и обрёл много ненавистников; в марте 2009 года он был обвинён Международным уголовным судом в «преступлениях против человечности» (в убийстве жителей региона Дарфур). Кроме того, при нём в 2011 году от страны отделились южные области, ставшие независимым государством Южный Судан и получившие 75% всех нефтяных запасов единого в прошлом государства.

Отделению предшествовали две гражданские войны в Судане между мусульманским населением севера страны и христианами южной части. Характерно, что во Второй гражданской войне (1983—2005) мусульманскому северу помогали Иран, Ливия и Белоруссия (поставками оружия), а за христианский Южный Судан «играли» Эфиопия, Эритрея, Уганда и Израиль.

С 2012—2013 годов Судан начал менять курс и ключевого союзника — с Ирана на Саудовскую Аравию. Этот разворот Судана был продиктован, прежде всего, прагматическими причинами: слабая суданская экономика стала получать всё меньше помощи от Ирана, который сам начал страдать под новым натиском американских санкций.

Став окончательно союзником Саудовской Аравии после переворота 2019 года, Судан согласился отправить войска в Йемен в обмен на финансовую помощь в размере нескольких миллиардов долларов.

В этой ситуации Израиль благоразумно поспешил наладить отношения с Суданом, чтобы обезопасить себя от возможных агрессивных действий наёмников-исламистов. На израильских форумах этот ход Биньямина Нетаньяху вызвал одобрение даже у его противников: действительно, соглашение с Суданом, который до сих пор ещё не признал Израиль как государство — несомненный успех.

Уганда же и раньше помогала Израилю налаживать отношения со странами Африки.

Естественно, что суданско-израильская встреча на высшем уровне встреча вызвала волну негодования и обвинений в адрес Абдель Фаттаха аль-Бурхана.

Так, генеральный секретарь Организации освобождения Палестины Саиб Эрекат назвал эту встречу «ударом в спину палестинскому народу, когда администрация президента Трампа и премьер-министра Израиля Нетаньяху пытаются ликвидировать дело палестинцев».

Для России Судан является дружественной страной, с которой имеется экономическое и военно-техническое сотрудничество и растёт товарооборот (230 млн долл. в 2016 году; 289,6 млн долл. в 2017-м; 510,4 млн долл. в 2018-м).

Россия сотрудничала с Северным Суданом и когда он находился под американскими санкциями, которые в октябре 2017 года были частично сняты. В 2017 году власти Судана даже предложили РФ место под строительство российской военно-морской базы на побережье Красного моря.

Налаживание отношений Судана с проамериканским странами не угрожает позициям России (поскольку сегодня суданская экономика в сильной степени контролируется Китаем, который закупает 80% суданской нефти). Напротив, усиление Судана сделает партнёрские отношения с ним ещё более выгодными для России.

Судан продолжит предоставлять своих боевиков для военных нужд Саудовской Аравии и ОАЭ (в частности, операций в Йемене и в Ливии на стороне Халифы Хафтара) в обмен на их финансовую помощь Судану. Нормализация отношений Израиля с Суданом поможет первому также улучшить отношения с ОАЭ и Саудовской Аравией. Это также даст возможность Израилю депортировать множество суданских беженцев, которым ранее Биньямин Нетаньяху предоставил убежище.

Россия сохранит свои торговые и военно-технические связи с Суданом, где, возможно, появится даже российская база ВМФ (целесообразность которой пока изучается). Поскольку новые власти в Хартуме сохранили преемственность в отношениях с Россией, в перспективе возможны атомные проекты (строительство АЭС) и другие.

Появление Израиля как агента США вряд ли понизит роль России для Судана, поскольку главным суданским партнёром с недавнего времени стал Китай, да и Израиль пока даже не признан Суданом официально как государство. В то же время, установление нормальных суданско-израильских соглашение придаст Судану стабильность и снизит риски в случае новой вспышки этнического конфликта или военного переворота.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий