Главное меню

Поправки в Конституцию

Группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституци возглавляют 3 сопредседателя – председатели комитетов по законодательству СФ и ГД Андрей Клишас и Павел Крашенниников, а также директор Института законодательства и сравнительного правоведения Талия Хабриева. 72 рядовых члена рабочей группы: 4 сенатора, 11 депутатов ГД, 11 ученых-юристов, 8 спикеров ЗС субъектов Федерации и 38 представителей общественности – от лидеров профсоюзов до народных артистов.

Был определен срок завершения работы – конец июля, конец весенней сессии Федерального Собрания. До этого времени поправки должны быть подготовлены, опубликованы, вынесены на всенародное голосование, приняты ГД и одобрены СФ.

Группа успела только определиться с основными направлениями своей деятельности, однако 20 января президентский законопроект о поправках к Конституции РФ – «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» — уже был официально опубликован. В нем глава государства конкретизирует все сказанное в Послании, предлагая 22 поправки в Конституцию.

Согласно поправкам, самую серьезную корректировку должна претерпеть статья, где перечислены полномочия Президента: в ней появится семь новых пунктов – право главы государства формировать Госсовет, создающийся «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». В поправках отсутствует оговорка, что Президент не только формирует, но и возглавляет Госсовет.

По процедуре назначения Правительства – назначать премьера, его заместителей и «гражданских» министров, как и сейчас, будет Президент, но только после утверждения их ГД. Президент сможет отправить премьера в отставку, не увольняя одновременно все Правительство, как того требует действующая Конституция. Глав силовых ведомств, МИДа и МЧС глава государства будет назначать в обход ГД, но после консультаций с Советом Федерации.

СФ и Конституционный суд получат дополнительные полномочия: первый будет прекращать по представлению Президента полномочия судей «в случае поступка, порочащего честь и достоинства судьи», а Конституционный суд сможет проверять не вступившие в силу законы, если СФ и ГД преодолели президентское вето. Также предложено сократить число судей Конституционного суда с 19 до 11.

Еще две поправки имеют социальный характер: МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, пенсионная система базируется на всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Как отмечают эксперты, это значит, что накопительной пенсионная система быть не может, работающие граждане и впредь будут формировать пенсии не только для себя, но и для нынешних пенсионеров.

Отказ от приоритета международного права над Конституцией глава государства предложил прописать в ст. 79 – это позволит избежать созыва Конституционного собрания для внесения изменений в ст. 15 первой главы. Поправки разрешают не исполнять решения международных органов, если Конституционный суд решит, что они противоречат Конституции.

По местному самоуправлению – в статью основного закона добавляется пункт «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации». Государственные гарантии МСУ расширяются: теперь казна обязана компенсировать дополнительные расходы МСУ, возникшие не только в результате прямых решений органов госвласти, а и возникшие при исполнении «во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение».

Фактически поправки означают, что все госинституты и ветви власти получают дополнительные полномочия, включая и институт Президента – он также получает допполномочия, касающиеся отрешения судей или проверки конституционности законопроектов. То есть, как отмечают эксперты, институт президентской власти остается сильным, ослабляется только возможность его долгосрочного персонального удержания.

Референдум по поправкам в Конституцию может пройти 12 или 26 апреля. Уточнением процедуры «общероссийского голосования» займется рабочая группа.  При этом, как говорят, в преддверии голосования будет развернута масштабная информационная кампания на телевидении и в интернете, чтобы подстегнуть явку и довести ее до 50% и выше – на участки должны прийти не меньше людей, чем на выборах Президента в 2018 г. (67,4%), так как речь идет о поддержке инициатив главы государства, о доверии ему.

Критика предложенных Президентом поправок продолжается в экспертном сообществе. Политологи уверены, что озвученные в Послании главные смыслы для бедного и социально незащищенного населения страны – маткапитал с первого ребенка, бесплатное питание в школах, матпомощь на ребенка – демонстрируют, что власти и аналитики, которые разрабатывали эти меры, оторваны не только от обычного населения, но и от чиновников. Так, маткапитал поможет строительной отрасли, а также немного снизит кредитную нагрузку (поможет банкам), но мотивом к рождению ребенка не будет. По мнению экспертов, власть не понимает, что большую часть семейного бюджета жители страны тратят на теневые выплаты: поборы в школах, оплата лекарств в больницах, доплата врачу, взятки в институтах, взятки в детских садах – это приводит к разочарованию властями и неуверенности в завтрашнем дне, что влияет и на демографию. Бесплатное питание будет бесполезной мерой, так как чиновники в образовании найдут, куда потратить высвободившиеся деньги родителей. И особенно это усилится на фоне курса на «национализацию элит».

Отказ от примата международного права освободит Россию от обязательного исполнения решений Европейского Суда и позволит суверенно трактовать международные обязательства, но и нарушит баланс между Россией и западными партнерами по ПАСЕ. Хотя предложение главы государства может свидетельствовать о стремлении обеспечить зону юридического комфорта на период трансфера, но оно идет вразрез с проектами привлечения иностранных инвестиций в экономику, меняет конструкцию экономической модели и планы ее оживления.

Подверглись критике и идеи для бизнеса – введение маркировки и упразднение ЕНВД. Поскольку предприниматели не против маркировки, но понимая, как все работает, все видят не устранение серого и черного рынков, которые сильно мешают развитию честного бизнеса, а как раз растет уверенность, что после введения маркировки начнут «кошмарить» проверками легальных предпринимателей, а для тех, кто в тени, просто чуть увеличат размер «дань».

Поделиться статьей:


Оставить комментарий