Главное меню

Конституционная реформа движется рывками

Главной содержательной «точкой сбора» транзита политсистемы по-прежнему являлась ситуация вокруг внесения изменений в Конституцию. Президент внес соответствующие поправки в Госдуму, которая оперативно одобрила их в первом чтении. Несмотря на то, что предложенные поправки практически в точности соответствовали обнародованным в президентском Послании инициативам, открытым остаются два вопроса. Первый — не будут ли эти поправки «уточнены до неузнаваемости» в ходе подготовки ко второму чтению, так, что речь де-факто будет идти о принятии новой Конституции. Второй — отдельную интригу представляют собой ход и результаты плебисцита по поправкам, который должен состояться не позднее апреля.

Одна из основных интриг, за которой наблюдает политический класс — будущее Госсовета, который предположительно намерен возглавить Путин после ухода с президентского поста. Во внесенных Путиным поправках говорится, что президент формирует Госсовет в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

В настоящее время Госсовет является совещательным органом, задача которого — содействовать реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти.

Определение основных направлений внутренней и внешней политики до сих пор было исключительной прерогативой президента, прописанной в п. 3 ст. 80 гл. 4 Основного закона. Пункта о том, что глава государства или кто-либо другой определяет приоритетные направления социально-экономического развития государства, в Конституции нет, это становится эксклюзивной функцией Госсовета.

Кто будет входить в состав нового конституционного органа, какие у него будут полномочия, как будет называться должность главы Госсовета и за кем будет закреплено право его назначения, в поправках не говорится. Статус Госсовета определит отдельный федеральный закон. В настоящее время председателем Госсовета является президент, в состав органа входят спикеры Думы и Совета Федерации, полпреды президента в федеральных округах, губернаторы, лидеры думских фракций.

Помимо анонсированного в Послании президента принципа, согласно которому всех министров, кроме силовых, будет утверждать не глава государства, а Госдума, и президент не сможет их отклонить, появляется возможность отставки премьера при сохранении действующего состава правительства. Согласно предложенным Путиным поправкам, теперь президент может отправить в отставку не только правительство целиком, но и отдельно главу кабмина. С точки зрения набора полномочий фигура председателя правительства не ослабляется, но отставка премьера становится отдельной и более простой политической процедурой, усиливается вероятность более частых увольнений глав кабинета.

Также важное, но оставшееся на периферии внимания наблюдателей изменение касается статуса судебной власти. Число судей Конституционного суда предлагается сократить с 19 до 11. Самое важное в данном блоке — по представлению президента верхняя палата сможет прекращать полномочия судей Конституционного и Верховного судов, а также кассационных и апелляционных судов «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий».

Норма об отправлении судей в отставку новая, но аналогичная уже частично действовала. Президент сможет инициировать отставку судей высших судов. Раньше это президент делать не мог, а процедура отставки через Совет Федерации существовала лишь для судей Конституционного суда, в том числе и по тому основанию, которое сейчас предлагается. Механизм рассмотрения их отставки через верхнюю палату апробирован в законе в отношении судей Конституционного суда.

Деятельность рабочей группы де-факто заморожена

Отдельную интригу представляет деятельность рабочей группы. Согласно первоначальным планам, она должна была «творчески развить» инициативы президента, де-факто предложив новый вариант Основного закона. Однако, резко стартовав (некоторые ее участники не успели вернуться в Москву или признавались, что даже не видели предложенных президентом поправок), она в начале минувшей недели практически свернула свою деятельность. Позднее, видимо отреагировав на появившиеся вопросы в СМИ, они стали выступать с резонансными, но бессмысленными инициативами.

В частности, сопредседатель группы Андрей Клишас заявил, что среди прочего обсуждается вопрос редактирования преамбулы Основного закона. Якобы сразу несколько членов рабочей группы предложили изменить преамбулу Конституции. В частности, члены рабочей группы, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, пианист Денис Мацуев и худрук театра «ET CETERA» Александр Калягин предложили дополнить ст. 70 Конституции (в ней говорится о флаге, гербе, гимне и столице) третьим пунктом, в котором будет говориться о культуре. Звучать он будет так: «Культура России является уникальным наследием многонационального народа. Она поддерживается и охраняется государством».

Предложение экспертов из числа деятелей культуры выглядит странным, поскольку похожий пассаж уже есть в Конституции, в статье 44 главы II, посвященной правам и свободам человека.

Вопрос об общественной поддержке инициатив президента остается открытым

Также остается открытым вопрос о форме и планируемых итогах плебисцита в поддержку изменений в Основной закон. В настоящий момент обсуждаются два варианта. Первый — это процедура, напоминающая праймериз «Единой России», чьи параметры не установлены законодательством. Ее оператором может стать, например, Общероссийский народный фронт. В этом случае предварительное голосование проходит в помещениях привычных для населения избирательных участков (чаще всего бюджетных учреждениях). Раздают бюллетени и считают их члены реальных избиркомов. Второй сценарий — прописать голосование в законодательстве, в этом случае его будет проводить Центризбирком.

Также поступает противоречивая информация относительно целевых показателей поддержки населения, которые должны обеспечить местные власти. В некоторые регионы, как утверждают местные чиновники и представители «Единой России», даже поступили указания о том, что голосование должно пройти при явке в 70%, а поддержка поправок составить 90%.

При этом следует учитывать, что общественное мнение достаточно прохладно отнеслось в обнародованным в Послании инициативам, в том числе и его социальному блоку, и не обеспечило скачок рейтингов вверх, как рассчитывала власть. Согласно обнародованным близким к Кремлю социологическими центрами данным, рейтинг доверия (закрытый опрос, ограниченный список кандидатур) россиян президенту вырос после его выступления с посланием к Федеральному собранию на 2,6%, достигнув максимума за последние три месяца — 71,5%. Кроме того, за последнюю анализируемую неделю января на 3,1% увеличилась доля тех, кто одобряет работу президента, — значение изменилось с 62,3 до 65,4% опрошенных.

Рост рейтинга доверия Путину также подтвердили исследования Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Социологи фонда выявили, что доверие к Путину увеличилось с 56 до 58% в период с 12 по 19 января 2020 года. Таким образом, прирост составил 2%. При этом следует учитывать, что официальная статистическая погрешность при методиках, применяемых обоими центрами, составляет 3,4%.

Открытым остается вопрос относительно внесения других содержательных поправок в Основной закон — будут ли реализованы данные планы вообще, если да, то кто выступит их оператором — рабочая группа, депутаты Госдумы или сам президент. Развитие ситуации во внутренней политике во многом будет определяться внешнеполитической динамикой, особенно теми событиями на постсоветском пространстве, которые могут произойти в феврале-марте.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий