Главное меню

Бюджет-2019 исполнен с профицитом 1,8% ВВП

Второй год подряд федеральный бюджет закрывается с изрядным профицитом — как сообщил в понедельник Минфин, по итогам 2019 года доходы превзошли расходы почти на 2 трлн. руб., или на 1,8% ВВП. Такой денежный «запас» дает правительству широкие возможности для оплаты анонсированных Владимиром Путиным новых социальных расходов. Тратить деньги иначе, в частности, на госинвестиции ради ускорения экономического роста, у чиновников до конца не вполне получается — по итогам 2019 года не удалось освоить более 1 трлн. руб. запланированных бюджетных расходов.

Следует отметить, что размер профицита оказался на уровне, изначально планировавшемся на этот год. Ранее и.о. первого вице-премьера — министра финансов РФ Антон Силуанов сообщал, что профицит по итогам года может составить 1,7% ВВП, а экс-премьер Дмитрий Медведев в свою очередь озвучивал прогноз в 1,8% ВВП. В весенних поправках в бюджет профицит был снижен с 1,8 до 1,7% ВВП. В декабре были приняты поправки, которыми оценка профицита была понижена до 1,4% ВВП (1 трлн. 480,81 млрд. рублей при оценке объема ВВП в 108,414 трлн. рублей).Антон Силуанов пояснял, что недорасход связан с укреплением бюджетной дисциплины и что триллион не пропадет — в виде бюджетных остатков деньги перейдут на 2020 год.

В котором, отмечу, им может быть найдено новое применение — цена пакета демографических мер из послания президента предварительно оценена Минфином в 400—450 млрд руб. только на этот год. При этом о триллионе, который бюджету не удастся потратить, глава Счетной палаты Алексей Кудрин начал говорить еще в ноябре.

Профицитного бюджета в России не было с 2012 по 2017 годы включительно. В 2018-м доходы превысили расходы на 2,6% ВВП. В 2019-м, как сообщил в понедельник Минфин, это показатель пониже — 1,8% ВВП (ожидалось, впрочем, 1,4%). В рублях размер профицита составил 1,968 трлн. руб.

По итогам 11 месяцев 2019 года эта сумма была куда более значительной — 3,025 трлн. руб., но за декабрь сильно сократилась. Это объясняется тем, что значительная часть бюджетных трат приходится на последний месяц года (обычно это связано с ударной оплатой контрактов бюджетополучателями, с опережающими соцвыплатами, межбюджетными трансфертами и обслуживанием долга). Декабрьские расходы бюджета в 3,294 трлн. руб. были сразу в 2,4 раза выше среднемесячных — из-за этого месячный дефицит в декабре был равен 10,5% ВВП.

Доходы федерального бюджета в 2019 году составили 20,188 трлн. руб. (101,1% от плана). Впрочем, в ноябре этот план поправками к закону о бюджете был урезан на 205 млрд — так что на деле о перевыполнении задания говорить не приходится, доходы просто уложились в прежний прогноз — 20,175 трлн. руб.

Расходы 2019 года составили 18,220 трлн. руб. — это 98,5% от поправленного в ноябре плана или, как следует из отчетности Минфина, лишь 94,2% от уточненной бюджетной росписи в 19,335 трлн. руб. Разница между расписанной суммой и фактическими тратами — 1,1 трлн. руб. Замечу, что близко к 100% исполнены лишь два чувствительных для власти раздела расходной части бюджета-2019: это «Социальная политика» (на 99,7%) и «Средства массовой информации» (99,9%). Раздел «Национальная экономика», в котором, в частности, «зашиты» госинвестиции, исполнен не столь успешно — на 91,8% от плана. Расходы на социальную политику составили 4 трлн. 883,1 млрд рублей, на национальную оборону — 2 трлн. 998,2 млрд рублей, на национальную безопасность — 2 трлн. 084,1 млрд рублей, на национальную экономику — 2 трлн. 825,5 млрд рублей, ЖКХ — 283,7 млрд рублей, общегосударственные вопросы — 1 трлн. 367,3 млрд рублей, образование — 826,6 млрд рублей, здравоохранение — 713,009 млрд рублей, на охрану окружающей среды — 197,5 млрд рублей, на СМИ — 103,5 млрд рублей. Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили в 2019 году 730,8 млрд рублей. Межбюджетные трансферты были осуществлены на сумму 1,003 трлн. рублей.

С одной стороны, всем понятно, что сейчас экономика растет только за счёт нацпроектов. Без нацпроектов в России была бы жесткая стагнация. В реальной экономике у нас падение, которое корректируется только нефтегазовыми успехами. Поэтому, если провалить нацпроекты, то экономика сорвется в пике. И неизрасходованные средства являются показателем неэффективности правительства. Еще один болезненный укол прежнему составу кабмина и экономическим министрам в том, что расходы государства косвенно влияют на доходы населения. И если есть недорасход, то это как бы причина малого роста доходов населения. Кроме того, не осталось незамеченным существенное ужесточение бюджетной политики в 2019 г. Об этом свидетельствует тот факт, что ненефтегазовые доходы возросли на 1,2% ВВП. Федеральный бюджет накопил за последние годы колоссальные резервы. Дмитрий Медведев передал Михаилу Мишустину полномочия по распоряжению 16,5 трлн. рублей. С высокой долей вероятности можно констатировать, что Мишустин займется адресной работой. Под адресной работой подразумевается сокращение разницы в доходах между обеспеченными слоями населения и социально незащищенными категориями населения. Налоговая нагрузка на бизнес, скорее всего, не усилится.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий