Главное меню

Рокировки в правительстве и перспективы реализации послания Президента РФ

21 января стал известен состав правительства премьер-министра Михаила Мишустина. Состав кабинета министров подвергся кардинальным изменениям — из десяти вице-премьеров на своих постах остались лишь трое (Татьяна Голикова, Юрий Трутнев и Юрий Борисов), а важные министры (Минэкономразвития, Минздрав, Минкомвязи) лишились своих постов. Радикальные изменения произошли в финансово-экономическом блоке. Курировать его в ранге первого вице-премьера будет бывший помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов, до сих пор занимавший пост помощника президента, а до этого руководивший Министерством экономического развития. В этой должности он сменил Антона Силуанова, который сохранил, тем не менее, пост министра финансов. Место Белоусова в Кремле займет министр экономического развития Максим Орешкин. Минэкономразвития возглавит губернатор Пермской области Максим Решетников. Социальный блок правительства почти полностью обновлен и усилен.

Бывший глава Федеральной налоговой службы, назначенный Путиным на прошлой неделе на пост главы правительства, после краткой встречи в новой должности с главой государства подчеркнул личную ответственность министров за выполнение национальных проектов. Эта амбициозная задача включает в себя строительство больниц и поликлиник, оснащенных новейшими технологиями, более 250 тысяч детских садов. Кроме того, вышеупомянутые проекты требуют высоких темпов жилищного строительства, экономического роста, который к 2024 году должен ввести Россию в пятерку первых экономик мира, и постоянного прироста населения.

Ключевым достижением правительства Дмитрия Медведева была бюджетная консолидация — цена барреля нефти, балансирующая бюджет, опустилась с 67 долл. в 2017 г. до 49 долл. в 2019 г. — это минимум с 2008 г. Макроэкономическая стабильность достигнута и пришло время для роста экономики. Этого и предстоит добиваться правительству Мишустина и его первому заму, говорят чиновники. Именно Белоусов был основным автором майского указа президента, в котором ставились социально-экономические цели до 2024 г., а также идеологом нацпроектов стоимостью почти 26 трлн. руб.

Назначение Белоусова первым вице-премьером изменит баланс сил в правительстве, считает федеральный чиновник. Перед Силуановым стояла задача бюджетной консолидации и жесткой экономии средств, сейчас конъюнктура поменялась, приоритетом стало экономическое развитие — нужно перезапустить рост, а для этого требуется другая квалификация, объясняет другой чиновник. Назначение Белоусова — своего рода разделение антикризисных мер и роста. В упрощенных формулировках, Силуанов — финансист и бухгалтер, а Белоусову можно будет заняться более «возвышенными» макроэкономическими категориями экономического развития.

У Белоусова, как у любого экономического идеолога, большой послужной список. Он консультировал нескольких премьеров, начиная от Евгения Примакова и Михаила Касьянова, год работал министром экономического развития. В июне 2013 года Белоусов переехал на Старую площадь, где работал помощником президента Путина по экономическим вопросам.

Белоусов — настоящий государственник, мобилизовать ресурсы и распорядиться собранным, описывает его подход другой федеральный чиновник. Когда в 2018 г. обсуждалась будущая программа Путина, Белоусов, чтобы найти деньги на нацпроекты, предлагал варианты повышения налоговой нагрузки — в частности, ввести соплатеж с населения за медицинские услуги и 4%-ный налог с продаж, рассказывали чиновники, он же предложил повышение НДС (ставка с 2019 г. выросла с 18 до 20%). Самой нашумевшей инициативой Белоусова было изъятие сверхдоходов на 500 млрд рублей у 14 компаний, в числе которых были тяжеловесы российского бизнеса — «Северсталь», НЛМК, «Норникель», «Мечел», «Полюс», «Алроса», ММК и «Сибур». Идея так и не была реализована, а позже трансформировалась в законопроект о защите и поощрении инвестиций, который подготовил Минфин.

Критиковал он и председателя ЦБ Эльвиру Набиуллину за слишком медленное снижение ключевой ставки: для ускорения экономического роста нужна оптимизация налогов, но такой возможности нет, поэтому остается ключевая ставка, говорил он.

Силуанов и Белоусов не будут конфликтовать в правительстве: у первого останется бюджетное правило и контроль за расходованием средств, для Белоусова будет главным отчет перед президентом по национальным проектам. Каким образом будут строиться отношения с премьером Михаилом Мишустиным, будет зависеть от всех троих.

Решетников пришел на работу в правительство Москвы после назначения Сергея Собянина мэром. С 2012 по 2017 г. он руководил департаментом экономической политики и развития города. Там он отвечал за создание инвестиционной стратегии города и курировал изменения в налоговой политике. Достоин особого внимания. На новую должность назначен с поста главы Пермского края, где его работу высоко оценили. Ему всего 40 лет, имеет лингвистическое, математическое и экономическое образование. Протеже Дмитрия Медведева. Пришел на смену 37-летнему Максиму Орешкину, на которого возлагались большие надежды, но который так и не сумел ускорить рост российской экономики. В 2017 г. он был назначен губернатором Пермского края. На этом посту он отстаивал финансовую свободу регионов. Он выступал за скорейшую отмену антикризисной меры — увеличение доли налога на прибыль, направляемой в федеральной бюджет (с 2 до 3 п. п. из 20%), увеличение собственных доходов регионов, неизменность правил для них, а в случае изменений правил — за компенсации.

Орешкин, которому предстоит сменить Белоусова в Кремле, был одним из самых молодых министров. У него репутация сильного экономиста, который во главу угла ставит макроэкономическую стабильность как условие роста инвестиций и экономики. Орешкин работал в ЦБ, в банках, в том числе в «ВТБ капитале», откуда в 2013 г. перешел в Минфин. После этого начался его стремительный карьерный рост. Уже через полтора года он стал замминистра финансов — курировал бюджетную политику и был одним из основных авторов бюджетного правила. А всего через три года госслужбы он дослужился до должности министра экономического развития — это кресло он занял после ареста своего предшественника Алексея Улюкаева.

123

Еще в 2012 году Владимир Путин поставил правительству задачу: за шесть лет войти в топ 20 рейтинга Doing Business, который составляет Всемирный банк. К 2018 году, этого, однако, добиться не удалось, и российский лидер оставил задачу, но передвинул сроки ее выполнения до 2024 года. Хотя за время работы Орешкина Россия значительно продвинулась в рейтинге и заняла в прошлом году 28-е место, по мнению российских наблюдателей, экс-министру так и не удалось добиться главной задачи — ускорения темпов экономического развития.

Орешкина чиновники называют антиподом Белоусова во взглядах на экономику, хотя он также был одним из разработчиков майского указа. Орешкин выступал за снижение налогов, за сокращение госсектора и вмешательства государства в экономику, за создание инструментов привлечения частного капитала на конкурентных началах, задачей государства он называл создание стабильных условий для бизнеса и снижение рисков. Но одновременно Орешкин считал, что бюджет при недостатке спроса в экономике может оказать ей поддержку. Поэтому он выступал за введение в бюджетном правиле контрциклической составляющей, позволяющей увеличить расходы государства и дефицит бюджета, рассказывает федеральный чиновник.

Запомнился Орешкин своим ожесточенным спором с Центробанком из-за роста потребительского кредитования. Он может привести экономику к рецессии уже в 2020 г., допускал Орешкин. Орешкин рассчитывал, что ужесточение условий потребительского кредитования высвободит ресурсы и позволит перенаправить их на кредитование бизнеса, что приведет к росту инвестиций. Рост портфеля необеспеченных потребительских кредитов, по его словам, замещает инвестиционное кредитование, которое делает более устойчивым экономический рост. Рост же долговой нагрузки населения дает лишь краткосрочный вклад в ВВП, но грозит проблемами в будущем, так как заемщики не смогут справиться с обслуживанием долга.

Главным риском новой конфигурации правительства чиновники называют лишение Силуанова статуса вице-премьера. Но как оказалось, предыдущая команда не смогла реализовать новые цели, так как они требовали совершенно другого подхода. Кроме того, возникал конфликт интересов, ведь бывший вице-премьер Силуанов, главный ответственный за экономику, одновременно должен был обеспечивать и сохранение жесткой бюджетной политики, и каким-то образом стимулировать рост, что на практике практически нереализуемо. Получается, что в настоящее время, благодаря разделению данных полномочий и смене главы Минэкономразвития, контроль за расходованием средств на нацпроекты должен усилиться, а вероятность того, что ситуация прошлого года, когда чиновники не освоили около 1 трлн. рублей из бюджета, повторится, значительно снизилась.

Президент в послании Федеральному собранию явно отметил, что макроэкономическая стабильность останется приоритетом правительства, не стоит ждать значительных изменений в экономической политике. Но нужно ускорять рост экономики и повышать доходы населения, а на это могут понадобиться дополнительные средства, говорит один из чиновников. Только в 2020 г. на выполнение обещаний Путина в послании потребуется 400—450 млрд руб.

Основное, чего не хватало финансово-экономическому блоку, — экономического роста, и, видимо, в новой конфигурации на этом будет сделан акцент: через ускорение реализации нацпроектов.

С приходом новой команды в правительство бюджетная политика может быть смягчена. Но общий курс правительства вряд ли изменится. С новым правительством все также продолжится медленное улучшение инвестиционного климата. В течение ближайших трех-четырех лет Россия из категории стран с преимущественно несвободной экономикой перейдет в категорию стран с умеренно свободной экономикой. Безусловно, новый кабмин будет активно бороться с теневой экономикой и офшорным бизнесом. Такой посыл благоприятно отразится на инвесторах и инвестклимате в России.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий