Главное меню

Федеральный центр демонстрирует регионам «пряник»

Регионы требуют от федерального Центра определенности с финансированием нацпроектов

На фоне подведения итогов выборов на периферии внимания наблюдателей оставались другие вопросы, связанные с региональной повесткой, особенно касающейся не только чисто политических вопросов. Между тем продолжали появляться косвенные признаки того, что регионы все больше готовы к открытому выражению недовольства политикой Москвы, пусть и в политкорректных рамках. Федеральный Центр это чувствует, и на минувшей неделе решил говорить на языке «пряника».

В частности, на Московском финансовом форуме губернатор Рязанской области Николай Любимов заявил, что власти регионов не располагают данными о средствах, которые получат из федерального бюджета на реализацию нацпроектов до 2024 года, а небольшой горизонт планирования осложняет работу. По его словам, до губернаторов доведены лимиты до 2021 года, а им необходима определенность до 2024-го. Губернатора поддержал модератор дискуссии, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, который патронирует область и главу региона.

Главы регионов пожаловались также на огромную бумажную нагрузку в связи с отчетностью перед федеральным Центром по ходу реализации нацпроектов. Любимов выразил пожелание, чтобы механизм Минфина с электронным бюджетным документооборотом был единым и отчетности было в разы меньше. Его поддержал губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Москва решила продемонстрировать «пряник»

На фоне растущего недовольства регионов федеральный Центр решил продемонстрировать имеющиеся у него «пряники», которые он может давать за хорошее поведение. В частности, была вброшена информация, согласно которой Минфин России готов рассмотреть предложение о списании части задолженности регионам, которые эффективно выполняют майские указы Владимира Путина. С инициативой выступил все тот же председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров. Он сказал, что, выполняя нацпроекты, регионы экономят огромные средства федерального бюджета. 

По данным Минфина, к началу сентября региональный долг снизился до 2 трлн. рублей. Почти половину регионы должны федеральному бюджету. За 2008—2018 годы из него регионы получили больше 1 трлн. рублей кредитов на рефинансирование коммерческого долга. В прошлом году программа перестала действовать, и регионы получили право реструктурировать кредиты до 2024 года. Первые два года действует льгота — регион может возвращать только 5% тела долга. Льготный период может быть продлен для регионов, доходы которых в 2018—2019 гг. превышали инфляцию.

Кроме того, стало известно, что правительство обсуждает возможность направить более 2 трлн. рублей на масштабную программу обновления наземного общественного транспорта в регионах, задействовав для этого средства из Фонда национального благосостояния.

На старте в программу могут войти 10 городов, которые получат общий объем инвестиций 340 млрд. рублей, в том числе 112 млрд. — на обновление дорожно-транспортной инфраструктуры. Речь идет о Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде, Саратове, Твери, Воронеже, Волгограде, Челябинске, Новосибирске и Казани, чье совокупное население превышает 11,1 млн. человек. В дальнейшем программа общей стоимостью более 2,1 трлн. рублей может охватить не меньше 1 тыс. городских населенных пунктов. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург в проекте не упоминаются.

Всего до 2035 года должно быть закуплено 95,7 тыс. автобусов, 6,5 тыс. троллейбусов, 6,7 тыс. трамвайных вагонов и 3,5 тыс. электробусов, уточняет издание. Судя по планам, одним обновлением подвижного состава дело не ограничится. По сути речь идет о реформе отрасли, в ходе которой будет введено госрегулирование тарифов на проезд, а сами пассажирские перевозки будут отданы крупным операторам, созданным по концессионным соглашениям.

Ранее в начале сентября были опубликованы результаты исследования, участниками которого стали более 90 тыс. пользователей портала недвижимости Domofond.ru. Исследование, охватившее 200 российских городов, преследовало цель выяснить уровень удовлетворенности жителей услугами общественного транспорта. По сравнению с 2018 годом средний показатель по стране снизился на 0,2 балла и составил 6,6 балла. Наибольший уровень удовлетворенности общественным транспортом выразили жители Тюмени. 

 Регионы продолжат демонстрировать свое недовольство позицией Москвы, согласно которой они выступают в качестве основных ответственных за реализацию нацпроектов. При этом бенефициарами освоения денежных потоков по нацпроектам будут выступать именно федеральные группы влияния. Все это будет приводить к росту напряженности, которую местные элиты будут пытаться осторожно конвертировать в протестную активность, как это уже происходит с мусорной реформой.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий