Главное меню

Власть одержала тактическую победу на региональных выборах

Ожидания вторых туров не оправдались…

Итоги Единого дня голосования не принесли особых неожиданностей как в пользу, так и против власти, и оставляют широкое поле для интерпретаций. С одной стороны, не оправдались ожидания относительно повторения ситуации со вторыми турами по прошлогоднему сценарию в ряде регионов. С другой — по итогам выборов в представительные органы власти заметно проседание ЕР в большинстве регионов, причем это касается и одномандатных округов. Таким образом, в узком контексте 2019 года власть может записать эти выборы себе в актив. Что же касается тестирования думских выборов 2021 года, то здесь есть существенные вопросы.

В прошлом году, на фоне повышения пенсионного возраста в России, выборы губернаторов в два тура прошли в четырех регионах. В трех из них (Хабаровский край, Хакасия и Владимирская область) победили кандидаты от оппозиции. В этом году в единый день голосования выборы губернаторов прошли в 16 регионах, все они выявили победителя в первом туре. На выборах сработали ставка Кремля на кандидатов с низкими антирейтингами и внимание федерального центра к проблемным регионам. В 13 из 16 случаев главы были заменены превентивно, как правило, на более молодых, а смена лиц во власти традиционно хорошо принимается избирателями.

Кроме того, муниципальный фильтр не прошли серьезные оппоненты власти. По мнению ряда наблюдателей, проблематичной для Кремля стала кампания в Петербурге, где оппозиция жаловалась на использование административного ресурса и фальсификации.

…но итоги выборов в представительные органы заставляют задуматься

Итоги выборов в представительные органы регионов выглядят менее убедительными. В Хабаровском крае партия власти стала третьей (12,51%) после КПРФ (17,24%) и ЛДПР (56,12%). Кроме того, партия власти не набрала 50% голосов по спискам в четырех регионах — республиках Алтай и Марий Эл, Волгоградской области и Севастополе. В семи регионах — Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Татарстане, Тыве, Брянской и Тульской областях, а также в Крыму — она преодолела этот барьер.

В Хабаровском крае единороссы потеряли по спискам 44,63% голосов. Значительную роль сыграл тот факт, что регион возглавляет победивший в прошлом году представитель ЛДПР Сергей Фургал, не растерявший популярность среди избирателей и сделавший ставку на поддержку кандидатов от своей партии.

Вторым по масштабу снижения стал Севастополь. Если в 2014 году, на первых после присоединения Крыма и Севастополя к России выборах, партия власти получила 76,67%, то сейчас — 38,13%. Потеря составила 38,54% голосов. Закрытые соцопросы для администрации президента, проводившиеся в конце июля — начале августа, показали, что число противников действующей власти превышает в регионе число сторонников.

На третьем месте по снижению — Марий Эл, где партия власти потеряла 28,14% голосов. Если на прошлых выборах «Единая Россия» набрала 65,40%, то на нынешних — 37,26%. В Крыму результат единороссов ухудшился на 16,07%, в Тульской области — на 15,71%, в Волгоградской — на 11,59%, в Татарстане — на 11,25%, в Республике Алтай — на 10,52%, в Карачаево-Черкесии — на 8,17%, в Брянской области — на 6,96%.

Фактически не изменились результаты партии в двух регионах — Туве (минус 1,08%) и Кабардино-Балкарии, где результат подрос на 0,5%.

В результате в пяти из 12 региональных парламентов «Единой России» не удалось получить больше 50% по спискам. Речь идет о Волгоградской области (по спискам 48,5%), Республике Марий Эл, Республике Алтай (34,18%), Севастополе (38,13%) и Хабаровском крае (12,51%). Получить большинство голосов удалось за счет побед одномандатников. Исключением стала дума Хабаровского края, где партия власти проиграла выборы по всем одномандатным округам. В целом по партийным спискам в 12 регионах России партия власти получила около 52% мандатов, по одномандатным округам в 10 регионах страны — 76% мест в парламентах.

Кремль скорее всего откажется от реформы системы выборов

Выборы в заксобрания и представительные органы муниципалитетов были важны не столько сами по себе, сколько с учетом перспективы парламентских выборов 2021 года. Речь идет об апробации механизмов, которые позволят сохранить доминирование ЕР (или хотя бы лояльных власти депутатов) в новом созыве парламента с прицелом на транзит политической системы.

Ранее считалось, что для этого необходимо максимизировать число кандидатов, избираемых по одномандатным округам. О том, что Кремль может инициировать парламентскую реформу в Госдуме и уменьшить с 50 до 25% количество депутатов, избираемых по партспискам (во время прошлых выборов 50% было избрано по пропорциональной системе, еще 50% — по мажоритарной), СМИ сообщали еще в июле. Таким образом, прокремлевские кандидаты, выдвигающиеся по округам, во время кампании смогли бы не демонстрировать принадлежность к «Единой России» (так было на выборах в Мосгордуму 8 сентября), и в условиях падения популярности партии это позволило бы Кремлю сохранить контроль над нижней палатой парламента. Идея провести после единого дня голосования парламентскую реформу принадлежала главе управления внутренней политики администрации президента Андрею Ярину. 

В начале сентября появилась информация, согласно которой поводом для обсуждения в Кремле подобной реформы могут стать результаты выборов 8 сентября в Заксобрания и городские думы в регионах. Утверждалось, что если «Единая Россия» наберет в среднем менее 40% по спискам, власти могут начать процесс обсуждения о пересмотре пропорций в Госдуме. Однако цифры оказались иными. В целом на выборах двух уровней — в заксобрания и гордумы — единороссы получили более 60% мандатов. По итогам единого дня голосования 2018 года этот показатель был ниже на 15%.

В итоге Кремль, скорее всего, не будет проводить парламентскую реформу, предполагающую увеличение количества одномандатников в Госдуме. Результатами Единого дня голосования 8 сентября в целом все остались довольны, хотя и осознают способы их достижения, в том числе добровольно-принудительную мобилизацию электората. Властям невыгодно изменение пропорций, так как, в частности, это грозит потерей управляемости парламента со стороны федерального центра.

В итоге для обеспечения нужного результата ставка будет делаться на зарекомендовавшие себя административные механизмы. В частности, речь идет о сборе подписей, при проверке которых отсеиваются все нежелательные кандидаты, а необходимые власти регистрируются в упрощенном порядке. Ярким примером такого подхода является Москва, где на выборах в городскую думу из 99 кандидатов, зарегистрированных по подписям (то есть одобренных мэрией), 50 получили меньше голосов, чем им зачли подписей.

Как уже говорилось выше, итоги выборов не предполагают никаких серьезных изменений как в избирательной системе, так и с точки зрения баланса интересов аппаратных игроков, отвечающих за политику в АП. Итоги выборов губернаторов позволили реабилитироваться после прошлогодних неожиданностей команде Сергея Кириенко, проигрыш ЕР в Хабаровске не в счет. Находящийся в латентной конкуренции с ней глава Управления внутренней политики Андрея Ярин также сумел обеспечить приемлемый результат в сфере своей ответственности, например, сумел избежать акций протеста по итогам муниципальных выборов в Петербурге. В итоге все аппаратные игроки засчитают себе итоги ЕДГ-2019 в актив.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий