Главное меню

Новый парламент Белоруссии может повредить проекту союзного государства

Минск вновь шантажирует Москву возможным поворотом к Западу

С момента визита Джона Болтона в Белоруссию (29 августа) и его переговоров с президентом Александром Лукашенко и министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем риторика белорусского лидера заметно изменилась. Многие комментаторы назвали Александра Лукашенко окрылённым.

На самой встрече Александр Лукашенко предложил перезагрузить двухсторонние отношения, под которыми, очевидно, понимаются американские санкции в отношении Белоруссии и взаимная высылка послов в 2008 году (их нет до сих пор).

Спустя неделю — 6 сентября — белорусский президент в интервью агентству БЕЛТА заявил, что его страна будет держать курс на многовекторность, потребовал от России компенсацию за катастрофу в Чернобыле и пригрозил забрать две нитки нефтепровода «Дружба».

Вероятно, США предложили Белоруссии поддержку в противостоянии российскому давлению и сохранении суверенитета. СМИ сообщают, что Белоруссия также наняла лоббиста Дэвида Генкарелли, который поможет «Белорусской нефтяной компании» получить лицензию Министерства финансов США для закупки сырой нефти с доставкой на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия. Минск активно ищет альтернативы российским поставкам из-за налогового маневра, который проводит Россия в нефтяной сфере и который вынудит Белоруссию покупать нефть по мировым ценам.

Следует отметить, что визиты американских чиновников в Минск в последнее время участились. Так, ранее туда прилетал помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл, затем (в марте) Белоруссию посетил заместитель помощника государственного секретаря США Джордж Кент.

Вслед за Джоном Болтоном — 10 сентября — в Белоруссии побывал секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Официальные сообщения в обоих случаях были скупы. Так, Джон Болтон по итогам визита сообщил, что ни о чем конкретном с Александром Лукашенко он не договорился, но поговорил обо всем и встречу оценил как важную. Николай Патрушев рассказал несколько больше: по его словам, обсуждались новые вызовы и угрозы, в частности, размещение американских ракет в Восточной Европе.

Впрочем, незадолго до визита Николая Патрушева с успокаивающими заявлениями выступил его белорусский коллега — государственный секретарь Совета безопасности Белоруссии Станислав Зась. Он сообщил журналистам, что взаимоотношения с блоком НАТО развиваются не в ущерб сотрудничеству с Россией и что на встрече в Варшаве с Джоном Болтоном (30 августа) белорусская сторона якобы вновь подтвердила, что Россия — стратегический союзник и партнер Белоруссии.

Александр Лукашенко может упустить благоприятный момент для реальной интеграции двух государств

Как представляется, прессинг на Белоруссию усилился и со стороны России, и со стороны США. Николай Патрушев прямо заявил, что одной из тем его переговоров в Минске был вопрос размещения американских ракет в Восточной Европе.

Ракеты, которые будут там размещены, начнут представлять новую угрозу для России. Вероятно, и Джон Болтон, и Николай Патрушев проясняли вопрос о согласии Александра Лукашенко разместить на своей территории российские ракеты.

Следует вспомнить, что в 2015 году Александр Лукашенко жёстко отказался от размещения российской авиабазы. В случае появления в стране российских ракет Белоруссия станет мишенью для противников, а также не сможет играть в многовекторность и налаживать отношения с Западом.

Минску предстоит в очередной раз сделать внешнеполитический выбор.

С точки зрения России, сейчас для сближения вполне благоприятный момент. Как свидетельствует июльский соцопрос ФОМ, больше половины россиян (51%) относятся к белорусскому президенту хорошо, и рост рейтинга Александра Лукашенко — дело последних двух лет.

Решение Белоруссии будет зависеть от двух вопросов.

Первый из них — удастся ли создать приемлемый для всех проект интеграции. Сообщается, что 8 декабря текущего года президенты России и Белоруссии планируют подписать документ, который значительно ускорит интеграционный процесс. В настоящее время обе стороны говорят про 31 дорожную карту, подписанную премьер-министрами стран-союзниц, однако их содержание неизвестно общественности.

При этом Белоруссия хочет сохранить свой суверенитет и независимость, о чём говорят многие комментаторы с её стороны.

Текст Союзного договора от 1999 года предполагает наличие органов единой власти Союзного государства: Высший госсовет, правительство — одно на двоих, общий двухпалатный парламент, суд, налоговая служба, границы и атрибутику — герб, флаг, гимн. Предполагается также единая внешняя политика, совместная оборона и т.п. Также в договоре указано, что конституционный акт, который определит устройство Союзного государства, должен быть вынесен на референдум, после чего парламенты двух государств подготовят необходимые изменения в свои Конституции. Очевидно, что за реализацию данного проекта (схожего с устройством Евросоюза) РФ и Белоруссии придется расплатиться частью суверенитета.

Второй вопрос — исход парламентских выборов в Белоруссия 17 ноября.

Указом белорусского президента с 1 сентября были подняты зарплаты бюджетников, а также анонсируется повышение пенсий. Тарифная ставка первого разряда, от которой зависят заработные платы работников бюджетной сферы, увеличена на 12,6%, хотя экономических предпосылок к увеличению зарплат нет: рост ВВП по итогам января-июля составил лишь 1,3%. Вероятно, власти также потребуют и от негосударственных предприятий увеличить зарплаты остальным категориям работников. Такие меры белорусская оппозиция называет популистскими.

Избирательная кампания в парламент идёт активно: до 7 октября продлится этап выдвижения кандидатов, ранее завершилось формирование окружных и территориальных избирательных комиссий. По данным белорусского ЦИК, из 1521 члена комиссий 40 человек пришли от оппозиции. Таким образом, на первый взгляд, процесс находится под контролем белорусской власти.

В то же время, как сообщают СМИ, на этих выборах кроме провластных и оппозиционных появилась третья категория кандидатов — общественные активисты. Они не принадлежат оппозиционным структурам, но по факту являются противниками власти. Так, будут баллотироваться активисты протестов против строительства аккумуляторного завода в Бресте, активистки движения «Матери 328» (отстаивающие интересы своих детей, осужденных на большие сроки за употребление наркотиков), защитники прав инвалидов и др.

Новый тренд на белорусских выборах способен нарушить стабильность и привести в парламент новую оппозицию, которая будет способна противостоять власти. Дистанцирование от титульной оппозиции позволит новым оппозиционерам быть непричастными к прежнему негативному образу старой оппозиции. Новый состав парламента может оказать негативное влияние на процесс российско-белорусской интеграции.

У белорусской элиты нет приемлемого выбора между Западом и Россией, и она вынуждена будет идти по пути создания союзного государства. В то же время, она будет пытаться в максимально возможной степени сохранить политический суверенитет и ограничиться слиянием экономик двух государств. Переломным моментом может стать появление на территории Белоруссии российской военной базы, однако Александр Лукашенко будет всячески стараться избежать этого.

Углубление разногласий будет играть на руку Западу, который обязательно попытается организовать «майдан» в ходе нынешних парламентских выборов. Появление большого количества активистов, которые сегодня достаточно популярны в республике, вынудит Александра Лукашенко действовать против них при помощи админресурса, что будет провоцировать уличное противостояние. Затянувшийся шантаж Москвы со стороны официального Минска возможным уходом на Запад грозит дестабилизацией обстановки в Белоруссии.

Президенты России и Белоруссии обязательно подпишут документы 8 декабря, которые будут касаться дальнейшей интеграции двух стран. Однако если консенсус между Москвой и Минском не будет найден и содержательных соглашений не будет, саммит будет лишь имитировать прогресс.В долгосрочных интересах России — сокращение продажи сырой нефти через транзитные страны и экспорт лишь готовой продукции, в связи с чем сегодня ведётся модернизация российских нефтеперерабатывающих мощностей. Случай с Белоруссией не станет исключением: её гипотетический уход на Запад в перспективе приведёт к снижению транзитных потоков через её территорию.

Поделиться статьей:


Оставить комментарий